Дмитровский кремль

Дмитровский кремль, в отличие от московского «старшего брата», на протяжении всей своей истории был деревянным. Сохранившиеся валы длиной чуть менее километра и высотой до 9 метров датируются серединой XII — концом XIII века. Укрепления дополняли десять башен, две из которых были проездными.
И стены, и башни Дмитровского кремля сгорели в 1610 году и с тех пор более не восстанавливались. Северо-западные Никольские ворота, через которые посетители попадают в кремль с Торговой площади, — это реконструкция 2004 года. Воссоздали их по проекту архитектора И. Коровина. Несмотря на «молодость» сооружения, судьба его выдалась на редкость тяжелой: в 2007-м, простояв три года, ворота сгорели. Через несколько месяцев их восстановили, они простояли еще три года... и снова сгорели. Пришлось отстраивать их в третий раз.

Вторые ворота — Егорьевские — стояли на месте нынешнего юго-восточного разрыва в валах. Южный разрыв, своего рода «парадный вход», через который в кремль попадает большинство гостей, ничего общего с исторической крепостью не имеет, до второй половины XIX века его не было вовсе. Потом кто-то решил «пробить» прямую дорогу ко входу в собор... Дмитров лишился фрагмента вала, но приобрел эффектный вид на свой главный храм. В самом деле, не зная, что южный вход в кремль — это плоды планировки XIX века, невольно предположишь, что так оно и было изначально, настолько получилось органично.
Кстати, сухой ров у южного вала — тоже реконструкция 1980-х годов.

В 2001 году панораму южного, парадного «фасада» Дмитровского кремля дополнил памятник основателю города Юрию Долгорукому работы скульптора В. Церковникова. Памятник оформлен в современной стилистике — без высокого постамента. Исполинский князь словно прогуливается в толпе горожан и туристов. Вот только с пропорциями что-то неуловимо не то — руки получились какие-то действительно слишком долгие. Или так и было задумано?
Из построек в кольце валов — помимо, разумеется, собора — обращает на себя внимание прежде всего Елисаветинская церковь (1895 год, проект С. Родионова) в псевдорусском стиле — храм вообще-то строился как тюремный, но для своего назначения получился уж очень веселеньким. Тут же — присутственные места с этой самой тюрьмой (комплекс выстроен в первой трети XIX века), дворянское собрание, гимназия, церковноприходская школа — словом, полный комплект того, что нужно иметь в административном и духовном центре города.