Дом Чехова Таганрог

Говоря о Таганроге нельзя обойти вниманием его самого знаменитого уроженца - великого русского писателя Антона Чехова, который родился здесь.
Чехов был третьим сыном в семье таганрогского купца 3-й гильдии Павла Егоровича Чехова, отличавшегося крайне крутым нравом и крайней набожностью. Семья не имела собственного жилья и несколько раз переезжала с места на место. К тому времени, когда родился будущий великий писатель, Чеховы снимали один из двух флигелей при усадьбе богатого купца Гнутова.

Улица, на которой располагалась усадьба, теперь носит имя Чехова. Однако представить себе, как это место выглядело 150 лет назад, не так просто — после принятия решения об устроении здесь музея все остальные постройки усадьбы снесли, и теперь складывается впечатление, что Чеховы жили в маленьком домике с большим аккуратным садом и домик этот, хоть и отделенный садом от большой улицы, смотрел фасадом прямо на нее.
На самом деле, конечно, никакого сада не было, площадь эту занимал основной дом, окруженный хозяйственными службами, а домишко Чеховых ютился на задворках и с улицы был не виден. Дома-музеи, хоть и пытаются сохранить аутентичность, часто выглядят все же слишком приукрашенными по сравнению с самими собой при жизни своего «гения места».
Мы не случайно назвали жилище Чеховых «домишком» — общая площадь этого глинобитного домика составляет лишь немногим больше тридцати квадратных метров (что-то вроде «хрущевской однушки»). Правда, на этой небольшой площади «утеснилось» целых три комнаты — гостиная, детская и спальня, — и это помимо кухни и прихожей. Так что музей Чехова вполне напоминает скорее трехкомнатную квартиру, только совсем крохотную, зато — действительно уютную.
Смотрится он необычно, ведь мы, как правило, привыкли к гораздо более просторным домам-музеям знаменитых писателей — вспомним хотя бы мелиховскую усадьбу того же Чехова или дом Льва Толстого в Ясной Поляне, который на самом деле тоже представляет собой флигель (главный дом Толстых разобрали из-за долгов, когда писатель был совсем молод), однако, если об этом не знать, и не догадаешься — современному человеку такой флигель кажется вполне просторным полноценным домом. Но Чеховы были лишь мелкими торговцами, поэтому и мещанский их флигель разительно отличается от дворянского усадебного дома.
К слову, в нескольких кварталах от домика Чехова в похожем жилище обитал блаженный Павел Таганрогский вместе с образовавшейся вокруг него общиной.
В детские годы писателя блаженный Павел был еще жив, и наверняка маленький Антон имел возможность лично видеть святого.
Отец семейства по многу часов пел в храме вместе со своими сыновьями, которые, вероятно, далеко не всегда делали это добровольно. Детство Чехова вообще не назовешь легким, так как он с раннего утра и до позднего вечера помогал в лавке, должен был еще учиться, да еще и петь в храме, и все это под строгим надзором тяжелого нравом отца.
Наследство Чехова в Таганроге

Детские впечатления легли в основу многих чеховских произведений. В старой части Таганрога то и дело попадаются таблички на домах: здесь жил прототип главного героя рассказа «Ионыч», а здесь — рассказа «Человека в футляре»... Таким образом, тоскливая и сонная жизнь южного провинциального города дала немало художественного материала будущему писателю.
Встречаются в Таганроге и памятники его героям — например, Каштанке или героям рассказа «Толстый и Тонкий». Последние стоят около другого музея — так называемой «Лавки Чеховых», двухэтажного дома, куда семья переехала позже: это жилье было удобно тем, что лавка, в которой торговал Павел Егорович, находилась прямо под жилыми помещениями на оживленном месте. А на торговой Петровской площади, где и проводил большую часть времени отец писателя, сейчас установлен памятник самому А. П. Чехову.