Животворящий Крест Петропавловского собора Санкт-Петербурга

Содержание:
Одной из главных святынь Петропавловского собора стал Животворящий Крест с апостольскими ликами, в работе над которым принимал непосредственное участие сам Петр I.
Животворящий Крест Петропавловского собора подробно

Создание Животворящего Креста с «апостольскими ликами на ковчеге» для Петропавловского собора Петр I задумал, по всей видимости, на рубеже 1710—1720-х годов. Северная война подходила к концу, и исход ее не вызывал сомнений — Россия одержала победу над Швецией и смогла закрепиться на Балтийском побережье. Петровский Крест должен был олицетворять собой идею божественного покровительства усилиям царя по преобразованию России и предназначался «в дар всемогущему Богу и в возблагодарение за неизреченныя Его щедроты и восприятыя от руки Его победы».
Авторы проекта Животворящего Креста Петропавловского собора
Авторами проекта, скорее всего, выступили архитекторы Б. К. Растрелли и М. Г. Земцов. Напрестольный двухсторонний Крест выточили из слоновой кости и украсили медальонами с ликами святых покровителей России, Санкт-Петербурга, российского флота и императорской семьи. На лицевой стороне Креста в верхнем медальоне над Распятием имелось изображение святого Андрея Первозванного, в боковых — святого Петра и святого Павла, в нижнем — святой Екатерины. Изображения каких святых располагались на оборотной стороне, нам доподлинно неизвестно, так как оригинальный Крест, к сожалению, не сохранился.
По мнению исследователей, основанному на свидетельствах XVIII века, на двух медальонах были изображены святой Георгий Победоносец и Пресвятая Богородица, но насчет трех других медальонов царит неясность.
Основанием Животворящего Креста служила дарохранительница, выполненная в форме храма-ротонды. Прообразом ее стал небольшой римский храм-ротонда Темпьетто, построенный в 1502 году.
Создание Животворящего Креста
Петр 1 вместе с искуснейшим мастером того времени и своим личным токарем А. Нартовым сам принимал участие в создании Креста, выточив из слоновой кости на специальном медальерном копировально-токарном станке шесть из десяти медальонов, украсивших реликвию. Основой для них послужили бронзовые копиры, изготовленные Б. К. Растрелли.
Крест был полностью готов в январе 1726 года (уже после смерти Петра), о чем А. К. Нартов доложил в Кабинет Ее Императорского Величества — учреждение, ведавшее личным имуществом царской фамилии:
«Зделаля... Паникадило и Крест и в оные дела костей пошло многое число».
Поскольку Петропавловский собор на тот момент стоял недостроенным, реликвию поместили на хранение в Зимний дворец Петра I, где ее демонстрировали высокопоставленным гостям. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в сентябре 1730 года, например, сообщала о том, что Крест осматривал португальский инфант дон Эммануил и увиденное произвело на него огромное впечатление. В 1733 году, при освящении Петропавловского собора, Крест был торжественно установлен в алтаре и вскоре стал одной из важнейших святынь новой столицы.
Уникальность Животворящего Креста Петропавловского собора
Своеобразность и уникальность Животворящего Креста отмечали все видевшие его. Так, шведский ученый Карл Рейнхольд Берк, посетивший Россию в 1735—1736 годах, писал в своих записках:
«Что до меня, то я более всего рассматривал две работы Петра Первого, выточенные из слоновой кости, — большое паникадило и своеобразный Крест с портретами Девы Марии и четырех других святых вокруг...» Англичанин Френсис Дешвуд, приехавший в Россию несколькими годами ранее, оставил такое свидетельство об убранстве Петропавловского собора: «Имеется весьма любопытная икона с несколькими лампадами из слоновой кости, выточенными Петром Первым, еще есть сделанный им же из слоновой кости очень красивый Крест».
Утрата оригинального Животворящего Креста
После 1750-х годов судьба Креста неясна. Возможно, его переместили в Кунсткамеру вместе с паникадилами для реставрации, где он и погиб во время пожара 5 декабря 1747 года. Огонь тогда полностью уничтожил одну из кладовых с петровскими реликвиями, где мог храниться и Животворящий Крест.
Реконструкция Животворящего Креста
В 1994—1995 годах творческим коллективом, в который вошли ведущие специалисты Государственного Эрмитажа, Российской Академии наук, Российской Академии художеств и галереи «Петрополь», была проведена реконструкция Животворящего Креста. Основой для реконструкции послужили изображение и текст из рукописи А. Нартова «Теа-трум Махинарум», а также подлинные бронзовые копиры Бартоломео Карло Растрелли, предоставленные Государственным Эрмитажем. Для восстановления реликвии использовались бивень мамонта, золоченая бронза и дерево.
После демонстрации в Эрмитаже и Патриаршем дворце Московского Кремля воссозданный Животворящий Крест поместили там, где он изначально, по указанию Петра I, и находился, — в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, и где его может увидеть всякий желающий.