Глеб Каледа священник протоиерей

Глеб Каледа священник протоиерей

У истоков возрождения Сергиевского храма в Крапивниках в начале 1990-х годов стоял протоиерей Глеб Каледа, доктор геолого-минералогических наук, тайный священник с 1972 года.


На открытое служение отец Глеб Каледа вышел за несколько лет до своей смерти. Но в этих нескольких годах сконцентрировался весь опыт его предыдущей жизни — опыт глубоко верующего мирянина, а затем и тайного священника.

Домашняя церковь о. Глеба имела посвящение Всем Святым, в земле Российской просиявшим, и представляла собой такую импровизированную катакомбную церковь новейших времен — фелонь из скатерти, скальпель вместо копия, полотенца и одеяла с иконами. Все это можно было легко спрятать в случае необходимости, а потом и одеяла с иконами, и даже скальпель «вышли» вместе с о. Каледой на открытое служение, в храм преподобного Сергия.

Память новомучеников была отцу Глебу Каледе бесконечно дорога. Есть в этом почитании и зерно личной боли: на Бутовском полигоне погиб священник Владимир Амбарцумов, чьей дочерью была жена о. Глеба Лидия Владимировна. Сам Каледа также близко знал в юности о. Владимира, пользовался его духовным руководством.

«Легализовавшись», отец Глеб Каледа первое время служил в храме Пророка Илии в Обыденском переулке. Потом у Отдела религиозного образования и катехизации, где Каледа возглавлял сектор просвещения и катехизации, появился храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, — и он перешел служить туда.

Почти одновременно с открытой церковно-просветительской деятельностью в жизнь Глеба Каледы вошло тюремное служение. Тогда рядового Глеба Каледу чуть было не расстреляли за то, что он заступился перед офицером за товарища. Да, стояние «на краю ровика» всегда имеет влияние на последующую жизнь (вспомним Достоевского). Свой опыт предсмертия о. Глеб принес в 6-й коридор Бутырской тюрьмы, где содержались приговоренные к смерти. Окормление этих людей, во мнении общества как бы уже вовсе не существующих, сделало его решительным противником смертной казни. «Судьи приговаривают к расстрелу одного человека, а палачи расстреливают другого, правда, с той же фамилией», — говорит он в своих «Записках тюремного священника».

Болезнь — рак кишечника — пришла неожиданно. После операции наступила ремиссия, потом следующая операция и — осознание скорого конца здешней жизни. Это осознание всегда по-разному сказывается на людях. Врачи-реаниматологи, пытавшиеся вернуть о. Глеба к жизни, передали потом его родным последние слова священника: «Все хорошо, все хорошо...». Выдающиеся личности Москвы.


Саша Митрахович 15.08.2017 07:47
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча