Храм Богоявления на Гутуевском острове Санкт-Петербурга

Содержание:
Храм Богоявления на Гутуевском острове Санкт-Петербурга вернули Церкви в аварийном состоянии. С 1999 года проделана огромная работа: требовалось восстановить главу, вернуть на места кресты, воссоздать изразцы, мозаичные иконы и настенные росписи. На колокольне снова появились колокола — самый большой из них весит почти две тонны.
Строительство Богоявленского храма
С идеей постройки каменного Богоявленского храма на Гутуевском острове выступил известный фабрикант Иван Агапович Воронин и пожертвовал на него весьма крупную сумму — сто тысяч рублей, с единственным условием: разместить в будущей церкви свою семейную усыпальницу.
Закладка Богоявленской церкви состоялась 29 апреля 1892 года, а ровно через семь лет в этот же день последовало и освящение храма, в освящении участвовал и отец Иоанн Кронштадтский.
Почти 50-ти метров высотой, огромный и величественный, Богоявленского храма на Гутуевском острове вмещал без малого полторы тысячи человек и был виден едва ли не первым в городе всем иностранным судам, плывущим со стороны Финского залива.
Строительство и убранство храма обошлось в 300 тысяч рублей. Огромное впечатление на современников произвели колокола, отлитые на заводе А.Д. Самгина, и фаянсовый иконостас. Колоколов всего насчитывалось десять (причем самый тяжелый из них весил восемь с половиной тонн).
Храмовые росписи тоже были удивительны: к примеру, запрестольную «Тайную Вечерю» поместили так, что молящиеся видели ее с любого места. А пейзажи для «Крещения Господня» художник А. С. Сланцев писал... с натуры: для этого живописец специально ездил в Палестину.
Плоды прогресса в Богоявленской церкви на Гутуевском острове
Богоявленская церковь на Гутуевском острове поражала не только великолепием своего убранства. Техническое оснащение тоже оказалось на высоте. Для храма специалисты разработали уникальную по тем временам систему электрификации: помещение освещали полсотни лампочек, искусно спрятанных за притолоками алтарной арки. Имелись также дополнительные бра и три бронзовых паникадила необычайной красоты.
Более того, Богоявленский храм оборудовали калориферным и пароводяным отоплением. Тогда это было абсолютно в диковину: в отдельном здании располагалась котельная (она сохранилась по сей день), а в подвале находились калориферные камеры.
Храм Богоявления на Гутуевском острове история

История Храма Богоявления на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге
Первые годы после освящения храм Богоявления на Гутуевском острове существовал абсолютно безбедно: только что построенный и богато украшенный. Тогда же знаменитый петербургский фотограф Карл Булла издал альбом с видами Богоявленской церкви в двух экземплярах - один, преподнесенный в дар Николаю II, сейчас хранится в Эрмитаже, другой же долго считался утраченным, пока некоторое время назад его не обнаружили в одном из букинистических магазинов.
Разорение храма Богоявления на Гутуевском острове
Послереволюционный угар докатился до петербургского храма Богоявления только к началу 1930-х годов, когда началась оголтелая антирелигиозная кампания с репрессиями против священников и закрытием православных церквей. В 1935 году перестал быть домом молитвы и Богоявленский храм, которому от вандалов досталось сполна, фактически, остались голые стены. Что только не размещалось в здании бывшей церкви! И овощная база, и склад...
Кованую ограду сняли, саму же церковь обнесли бетонным забором. А потом была война. Во время блокады Ленинграда в храм свозили умерших от голода. Вражеские снаряды не делали различий между храмами и гражданскими сооружениями, одна из бомбежек настигла и Богоявленскую церковь — она загорелась...
После войны
Когда закончилась Великая Отечественная война, в стенах Богоявленского храма разместили мыловаренный завод. Позже помещение отдали местному универмагу. Магазин решил использовать бывшую церковь под склад. Для этого ее пришлось перестроить: внутри соорудили три дополнительных перекрытия, рядом возвели котельную, на всех этажах провели водяное отопление, канализацию и водопровод. Эти работы стали очередным этапом уничтожения интерьеров храма. Ведь именно тогда снесли кованые балконные решетки, сбили лепные карнизы, счистили либо заштукатурили многие фрески. К счастью, часть росписей, в том числе роспись центрального купола, уцелела.
Внутри храма устроили даже... лифт, для перевозки с этажа на этаж товаров! Ну, и какой же склад без запасного выхода — чтобы обеспечить дополнительный доступ на крышу котельной, рабочие выломали металлические оконные рамы. Потом вместо стекол окна заколотили фанерой. И в довершение разгрома сняли мощную шлемовидную главу храма. На ее месте тогда установили собранную наспех нелепую деревянную конструкцию.
Реставрация
Через двадцать лет, в середине 1970-х годов, пришло, наконец, понимание того, что аварийное здание нуждается в серьезном ремонте. Решено было отреставрировать фасады, вернуть храму его первоначальный вид, укрепить и законсервировать «до лучших времен» все его конструкции. Работы завершились к 1980 году. Но еще целое десятилетие храм стоял бесхозным. Его возвратили верующим в 1991 году, когда государственный коммунизм уже остался в прошлом. Через год отслужили первую службу и принялись за капитальный ремонт. Работали буквально не покладая рук, ведь пришлось восстанавливать и внешний вид храма, и купол с его узорами, и крест. Снесли ужасную бетонную ограду, заменив копией исторической кованой. Но это — только снаружи. Внутри-то здание тоже находилось в аварийном состоянии, и тут положить трудов понадобилось гораздо больше. Реставрация интерьеров не завершена по сей день.
Архитектура церкви Богоявления на Гутуевском острове

Высота церкви Богоявления — 42 метра. Она господствует в городской панораме в районе западной части Обводного канала и речки Екатерингофки. Храм вмещает до 1400 человек. Проект реставрации церкви выполнен в 1980 году архитектором К. П. Ворпулевым.
С архитектурной точки зрения, церковь Богоявления на Гутуевском острове — яркий и характерный, но отнюдь не «типичный» образец так называемого «краснокирпичного» псевдорусского стиля. Не будем кривить душой — это направление дало России большое количество весьма посредственных в художественном отношении зданий. Но Богоявленский храм — не из их числа. Архитектору Василию Косякову удалось создать сооружение безусловно выдающееся.
Этой церкви действительно идет красное. Яркий облицовочный и лекальный кирпич фасадов, впрочем, не мешает воспринимать стильный рисунок декора. Очень часто архитекторы псевдорусского стиля, черпая вдохновение в эпохе «узорочья», чересчур увлекались именно декором, забывая о цельности образа. Косякову удалось избежать крайностей. Фасады церкви украшены традиционными наличниками, карнизиками, ширинками, изразцовыми и майоликовыми вставками, венчают их декоративные кокошники — проверенный временем орнамент, художественно переосмысленный в конце XIX века.
Огромный барабан, установленный на центральный объем, если присмотреться, двухсветовой: над рядами больших вертикальных окон — ряд кокошников, а над ним еще ряд маленьких окошек. Ощутимая тяжеловесность этого барабана зрительно компенсируется богатым вертикальным (в нижней части) и горизонтальным (в верхней части) членением. Венчает все грандиозная золоченая луковичная глава, видная издалека даже в современной застройке.
В основе храма — традиционная для России схема «восьмерик на четверике». Вообще, с точки зрения композиции, Косяков следовал старинным русским традициям «храма-корабля», вытянутого с запада на восток. Удачно найденные пропорции говорят о тонком чутье архитектора. Основной объем — в плане квадратный, снабжен двумя приделами, увенчанными монолитными глухими шатрами. Завершения шатров — сложные декоративные главки. К алтарной апсиде с востока примыкает часовня. С запада к церкви пристроены относительно небольшая трапезная и колокольня. Невысокая, с одним ярусом звона, последняя выглядит легкой и ажурной. Ее шатер перекликается с шатрами приделов (на первый взгляд он выглядит так же, как два других, но если присмотреться, понимаешь, что совсем не так). Вход в храм оформлен в виде пристроенного к колокольне портала.
Интерьер Богоявленского храма на Гутуевском острове

Оригинальные интерьеры Богоявленского храма на Гутуевском острове практически полностью погибли в советское время. Утраченное великолепие до сих пор еще полностью не восстановлено, так что придется «заглядывать в прошлое, помня о настоящем», чтобы узнать, что поражало наших предков, входивших в эту церковь, и сравнить с тем, что мы видим теперь.
При входе в храм действительно захватывает дух— такой он просторный и светлый. Грандиозное крестообразное помещение (образованное осью «притвор — алтарь» и двумя приделами, северным и южным) буквально залито светом. Днем храм освещался естественным способом — солнце буквально врывалось в огромные окна; вечером, как мы уже знаем, включали электричество.
На момент освящения церкви фресковая живопись покрывала внутренние стены сплошным ковром. Сюжетную часть писал А. С. Славцев, иконы — А. М. Постников, орнаменты — К. Н. Бутаков. Нижний ярус фресок составляли картины на евангельские сюжеты — они фактически заменяли собой праздничный чин иконостаса (тот был всего лишь однорядным). Большая часть фресок сейчас нуждается в глубокой реставрации, если не сказать — в переписывании заново.

Восстановлен поражающий прочувствованным реализмом и поэтичными красками заалтарный образ. Он состоит из двух частей: внизу — Тайная Вечеря, вверху — Крещение Господне. Взгляд скользит вверх (отмечая, к сожалению, еще требующие ремонта стены), к парусам свода, на которые опирается могучий барабан. Раньше паруса были украшены образами четырех евангелистов.
Над аркатурно-колончатым поясом, оформляющим нижнюю часть барабана, располагаются хоры. Иконы, занимавшие межоконные пространства внутренней поверхности барабана, были написаны маслом по холсту, потом их наклеивали на щиты. Эти тридцать два образа безвозмездно восстановил художник Владимир Крачмер. В куполе (более тридцати метров над уровнем пола!) словно парил над прихожанами образ благословляющего Христа.
Всего же икон в Богоявленской церкви насчитывалось около двухсот. Ныне приходится буквально по крупицам восстанавливать былое благолепие, но мир, как известно, не без добрых людей. Как отмечают служители храма, ни одна из находящихся сегодня в его стенах икон не была куплена. Все они пожертвованы или написаны специально для церкви. Так, современный иконописец Олег Мансуров подарил храму образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и резную Голгофу, выполненную в соавторстве с резчиком Александром Стрепетовым.
Храм Богоявления на Гутуевском острове расписание богослужений контакты как добраться расположение на карте

Храм Богоявления на Гутуевском острове расписание богослужений
- Богослужения в Богоявленском храме совершаются ежедневно: по будням — в 18:00.
- Литургия: по воскресеньям и праздничным дням — в 9:00.
- Акафисты: по воскресеньям — перед иконой Божией Матери «Всецарица» и перед иконой св. вмч. Пантелеймона попеременно; по средам — перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»; по четвергам — святителю Николаю Чудотворцу.
Контакты:
- Адрес: Санкт-Петербург, улица Двинская, д. 2
- Телефон: +7 (812) 251-70-27, 251-12-87
Как добраться самостоятельно к храму:
Проезд до станции метро «Балтийская». Дальше — автобусами №№67 и 67В. Как вариант, можно ехать с Невского проспекта — автобусом №22.
Для любителей пеших прогулок — до станции метро «Нарвская», далее через Нарвский проспект выйти на Двинскую улицу. По ней идти до Обводного канала, где повернуть налево. Перейдя Гутуевский мост, Вы окажетесь перед храмом.
Так получилось, что Богоявленский храм на Гутуевском острове строился сразу в честь двух событий, касавшихся правящей династии, — чудесного спасения императорской семьи во время крушения поезда
у станции Борки в 1888 году и не менее чудесного спасения цесаревича Николая Александровича — будущего Николая II — после покушения на его жизнь в Японии.