Храм Рождества Христова Коломна

Это довольно типичный для первой половины XVIII века восьмерик на четверике с большим куполом: храм построен в 1725 году, хотя упоминания о церкви с тем же посвящением на этом месте встречаются уже в XVI столетии.
Посетителя не должно смущать, что храм находится за бетонным забором — в настоящее время он является полковым храмом Коломенского артиллерийского училища, которое расположилось поблизости и «поглотило» храм. Церковь, в советскую эпоху закрытая и лишившаяся колокольни, открылась после реставрации в 1997 году и ныне является действующей.
Рождественская церковь Коломна
Официальная история многих российских храмов начинается с их упоминаний в исторических документах и бумагах делопроизводства. В Коломне XVIII столетия таким официальным источником был местный городничий, майор Федор Матвеевич Дурново. Именно он в своих донесениях начальству от 1786 года сообщал:
«Церковь Рождества Христова построена в 1725 г. иждивением коломенских купцов Ивана Ивановича Ушакова и Василия Федоровича Ветошникова. При ней два придела теплые — Благовещения пресвятой Богородицы и Иоанна Воина, с трапезой и колокольней, и вокруг церкви каменная ограда, построенная в 1768 г. старанием генерал-аудитора Петра Кирилловича Хлебникова».
Посадская церковь в стиле раннего барокко - «восьмерик на четверике» - имела трапезную и шатровую колокольню. На сегодняшний день сохранились ее былые «лопатки» на стенах восьмерика, углах четверика и трехчастной апсиде.
С начала XIX века храм курировали представители старейшего коломейского рода предпринимателей Шевлягиных, и прежде всего купец 1-й гильдии Афанасий Акимович. В 1809 году он оплатил устройство церковного придела в честь Казанской иконы Божией Матери, после чего пожертвовал тысячу рублей на его содержание. С тех пор в ограде храма была устроена семейная усыпальница купцов Шевлягиных.
Трехъярусная колокольня с высоким куполом, шпилем и колоннами выполнена в стиле псевдоготики. В 1870 году к зданию основного объема добавилась просторная трапезная часть. Итоговый храмовый ансамбль довольно органично сочетает в себе стилистику классицизма с элементами барокко.