Иерусалимская икона Божией Матери

Эпидемия чумы 1771 года стала настоящим бедствием и даже породила чумной бунт — одно из крупнейших восстаний XVIII века. Чудесное избавление Измайлова от мора по молитвам перед Иерусалимской иконой Божией Матери произвело на местных жителей огромное впечатление, и день почитания этой чудотворной Русской иконы с тех пор являлся одним из главных праздников здешнего прихода.
Иерусалимская икона Божией Матери относится к тем иконам Пресвятой Богородицы, что приписываются апостолу Луке. По преданию, он создал его на пятнадцатый год после Вознесения Спасителя близ Иерусалима, отчего икона и получила свое название. В V веке византийский император Лев Великий перенес ее в Константинополь, а спустя еще полтора века молитвами перед иконой город был спасен от осадивших его скифов. После этого Иерусалимскую икону Божией Матери перенесли в существующую и поныне Влахернскую церковь — один из «парадных» храмов византийской столицы.
На Русь икона Божией Матери Иерусалимская попала одновременно с принятием ею христианства — икону получил в дар в Херсонесе равноапостольный князь Владимир, принявший там крещение. Она хранилась в Киеве, а потом в течение нескольких столетий — в Великом Новгороде, откуда, после разгрома Новгорода Иваном Грозным, по его приказанию «переехала» в Москву. С тех пор икона пребывала в Успенском соборе Московского Кремля, где с нее сделали несколько списков — в том числе и для Храма Рождества Христова в Измайлове.
Кремлевский оригинал Иерусалимской иконы в 1812 году захватили французы, после чего спасенный от захватчиков измайловский список стал самым почитаемым Иерусалимским образом Божией Матери в России.
По прославлении этого списка как чудотворного в Измайлове (а позже и в других селах) совершались регулярные крестные ходы с ним. Этому не мешали даже внушительные размеры иконы — во время крестных ходов ее обычно несли восемь человек.
В 1866 году на подмосковных землях вспыхнула эпидемия холеры. Крестные ходы с чудотворным Иерусалимским образом и молебны перед ним совершали в Коломенском, Нагатине, Садовой слободе и Дьякове. Результат оказался поразителен — холера не причинила вреда этим селам. Более того, в Дьякове от врожденной слепоты исцелилась семилетняя девочка.
От тогдашнего мора помог защититься еще один список Иерусалимской иконы Божией Матери, хранившийся в подмосковных Бронницах.
Традиция крестных ходов с Иерусалимской иконой Божией Матери некоторое время сохранялась и после революции. В 1920-е годы с мая по сентябрь икона «путешествовала» по восьми храмам восточной части ближнего Подмосковья.
Сейчас все они находятся на территории столицы, почитание же Иерусалимского образа остается неизменным.