Икона Покров Пресвятой Богородицы

Сюжет иконы Покрова Пресвятой Богородицы посвящен великому христианскому празднику, связанному с удивительным событием X столетия. Это чудесное явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя во время его осады.
В основе иконографии Покровских икон чаще всего лежит изображение торжественного шествия по облачной тверди на небеса, к Спасителю. Богородицу иконописцы изображают во главе процессии, за ней почтительно следуют святые. В руках у Светлой Девы - небольшой покров; поодаль часто изображается местный юродивый Андрей.
Сюжетные события, отображенные на иконе Покров Пресвятой Богородицы разворачиваются в пору одного из захватнических набегов варваров на Константинополь, когда враг вплотную подступил к городским стенам. У жителей оставалась единственная надежда: они собрались в христианском храме Пресвятой Богородицы во Влахернах, северо-западном предместье города, и вознесли к ней горячие молитвы, прося о защите и спасении.
В числе горожан был и местный юродивый Андрей, терпеливо переносящий свой аскетический подвиг. Явившись ко всенощной, он отстоял всю службу на коленях, и ему было видение. В сияющем свечении в храме появилась Божия Матерь в окружении сонма ангелов и святых. Некоторое время Она внимала молитвам горожан, после чего сняла с головы плат и осенила им всех богомольцев, собравшихся в храме.
Удивительно, но даже те, кто в отличие от Андрея не увидели божественного лика, все равно испытали ощущения свободы и благодати, сошедших на них. Очень скоро полчища врагов отступили от Константинополя, а христиане всего мира стали почитать икону Покрова Пресвятой Богородицы и отмечать 14 октября праздник, посвященный этому событию.
Икона Покров Пресвятой Богородицы - загадки и гипотезы
Предположительная дата чудесного явления Божией Матери присутствует в житиях юродивого Андрея. Это 910-й либо 926-й год; однако есть и более ранние предположения, к примеру, у сторонников «славянской» версии происхождения чуда Покрова, в числе которых было немало представителей Церкви и ее историков.
По этой версии Константинополь осаждали не безызвестные варвары, а киевские князья-варяги Аскольд и Дир, прибывшие на кораблях. Кстати, и юродивый Андрей родом из Скифии, некогда взятый в плен и с тех пор живший в Константинополе, некоторыми историками Церкви считается возможным славянином.
В этом случае события, запечатленные на иконе Покров Пресвятой Богородицы, могли происходить во время похода двух князей-варягов в 866 году. И тогда становится понятным, почему, возвратившись из неудачного похода, Аскольд и Дир попросили византийского императора прислать в Киевскую Русь христианского миссионера-проповедника.
Затем бывшие язычники-князья и сами перешли в христианскую веру и призвали к этому своих дружинников задолго до официального крещения Руси. Не события ли во Влахернском храме убедили Аскольда и Дира обратиться в истинную веру, что впоследствии было названо историками чуть ли не «первым крещением руссов»?
Иконография покровских икон
Наиболее древними на русской земле изображениями Покрова Пресвятой Богородицы считаются датируемые XIV веком надвратные иконы в Суздале и росписи одного из монастырских соборов Пскова. В суздальской иконографической традиции «покровских» икон Пресвятая Богородица, как правило, изображалась возле храма простирающей свой омофор (плат или головное покрывало) над богомольцами, находящимися внутри. «Новгородский» извод икон отличен тем, что Пресвятая Дева находится внутри храма, а ее плат поддерживают ангелы, как гласит акафист: «Покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором!»
На исходе XV столетия обе иконо-графические традиции стали объединяться, порождая все большее разнообразие светлых образов об этом поистине чудесном событии Покрова Пресвятой Богородицы.