Икона «Сошествие во ад»

На фото: Икона «Сошествие во ад» начала XVI века ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Икона «Сошествие во ад с избранными святыми» создана в начале XVI века и ныне хранящейся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
В каталоге музея икона «Сошествие во ад» значится как поступившая из Троицкого собора Острова (наряду с еще одним одноименным образом), однако Троицкий собор был построен лишь в конце XVIII столетия, а до того икона, согласно ряду свидетельств, находилась в Никольском соборе. В некоторых публикациях утверждается даже, что она входила в состав иконостаса, подаренного храму Иваном Грозным. Когда был освящен Троицкий собор и к нему приписали древний Никольский храм, в новый собор была передана часть святынь последнего. Этот факт подтверждает указ Псковской духовной консистории от 22 марта 1792 года, в котором, в частности, предписано сообщить, что из ризницы старого собора отделено в новый собор и что оставлено в Николаевской церкви. Вероятнее всего, среди «отделенного» присутствовала и икона «Сошествие во ад с избранными святыми».
«Сошествие во ад» — любимейший сюжет в псковской живописи периода ее расцвета. Образ «Сошествие во ад» начала XVI века является одной из пяти известных ныне реплик более раннего образа.
Описание Иконы «Сошествие во ад»
На иконе изображен Иисус Христос, попирающий врата ада, — в окружении ветхозаветных пророков и праотцев. Двумя руками Он помогает подняться Адаму и Еве; под Ним — царство Сатаны со связанным хозяином, побиваемым ангелами, и спасенными праведниками. В нижней части иконы написаны избранные святые, образующие своеобразный фриз.
Святые на иконе «Сошествие во ад» слева направо:
- мученица Екатерина
- мученица Анастасия
- мученик Фотий
- святители Николай Чудотворец
- Василий Великий
- Иоанн Милостивый
- Иоанн Златоуст
- Григорий Богослов
- мученик Никита
- мученица Варвара
- мученица Параскева Пятница.
Начало XVI века — переломный момент в истории самобытной псковской культуры. С этого времени, то есть со времени утраты Псковом независимости, начинается, не без борьбы, искажение псковских эстетических принципов под мощным московским влиянием. Свидетельства этой борьбы можно обнаружить в «Сошествии во ад».