Иконы Рождественской церкви Новгорода

Стариной и художественной ценностью в Строгановской церкви могут похвалиться лишь иконы иконостаса. Однако почитание той или иной иконы далеко не всегда связано с ее древностью или, тем более, с «высокохудожественностью».


Саша Митрахович 11.02.2017 12:03

Икона святого Николая

Икона святого Николая

Среди икон, почитаемых прихожанами Рождественской церкви Новгорода, в первую очередь следует упомянуть икону свтятого Николая Чудотворца, расположенную в особом киоте у восточной стены трапезного зала. Икона не отличается особенной древностью или какими-то выдающимися художественными достоинствами, но, во всяком случае, написана она до 1917 года, и, таким образом, перед ней молились несколько поколений верующих.

Икона писана в живописной манере, в которой исполнено подавляющее большинство икон XIX века, одета ризой. Николай Чудотворец изображен с благословляющей десницей, в святительском облачении, с панагией на персях, однако без митры — что, впрочем, не противоречит традиционной иконографии. Любопытно, что в народном сознании святитель Николай Мирликийский в митре ассоциировался с «Николой зимним» (6/19 декабря), а с непокрытой главой — с «Николой вешним» (9/22 мая). Два дня сугубого почитания святителя, установленные в церковном календаре, трансформировались в представление о «двух Николах» — «в шапке и без».


Саша Митрахович 11.02.2017 12:09

Икона «Всех скорбящих Радость» Рождественская церковь Новгород

Икона «Всех скорбящих Радость» Рождественская церковь Новгород

Другая почитаемая святыня Строгановского храма — икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Долгое время этот образ, созданный, по всей видимости, в конце XIX — начале XX веков, проходил в описаниях храма как Державная икона Божией Матери. Действительно, с иконографической точки зрения он более соответствует именно этому типу изображений Пресвятой Богородицы: корона на главе, знаки царского достоинства (скипетр и держава), благословляющий жест Богомладенца, сидящего на левой руке Богоматери.

Что касается иконографического типа «Всех скорбящих Радость», то он предполагает изображение Пресвятой Богородицы в рост (иногда — без Богомладенца, как на иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками» из петербургской Троицкой церкви «Кулич и Пасха»). Вокруг фигуры Богоматери группируются «припадающие» и ангелы, а в верхней части образа обыкновенно помещается «Отечество» (Троица Новозаветная) или же Господь Вседержитель. Ничего этого на образе из Строгановской церкви мы не видим.

Но в сравнительно недавнее время на нижегородской иконе Пресвятой Богородицы была обнаружена надпись, свидетельствующая о том, что это именно «Всех скорбящих Радость». Таким образом, ее следует считать редким исключением среди подобных икон.


Саша Митрахович 11.02.2017 12:14

Списки Казанской и Ахтырской икон Божией Матери Строгановская церковь Нижнего Новгорода

Списки Казанской и Ахтырской икон Божией Матери	Строгановская церковь Нижнего Новгорода

Среди новонаписанных икон Строгановской церкви особенной любовью прихожан пользуются списки Казанской и Ахтырской икон Божией Матери. Ахтырская икона Божией Матери в Центральной России известна менее, чем Казанская, хотя этот образ имеет весьма интересную иконографию, восходящую к итало-греческой иконописной традиции. Пресвятая Богородица изображается на этой иконе по пояс, со сложенными в молении руками; слева от Нее — распятый Спаситель. В нижней части иконы часто (но не всегда) изображаются орудия Страстей Христовых, что сближает ее с так называемой «Страстной» иконой Божией Матери.

Чудотворная Ахтырская икона была явлена 2 июля 1739 года в городе Ахтырка Харьковской губернии (ныне — Сумская область Украины). Обрел ее священник местного Покровского храма о. Василий Данилов во время сенокоса: икона лежала в траве, и от нее исходило сияние. Батюшка перенес икону к себе в дом и вскоре заметил, что по временам от нее исходит странный свет. О. Василий никому не рассказывал об этом, пока однажды в тонком сне не услышал повеление Богоматери омыть Ее икону чистой водой. Пробудившись, священник тут же исполнил повеление, а воду собрал в сосуд — с тем чтобы на другой день вылить ее в реку, т. е. «в место непопираемое». Снова заснув, он увидел во сне самого себя идущим к реке с сосудом, но на полпути услышал голос Богоматери, повелевший ему «возвратиться домой и хранить эту воду; она будет исцелять всех страждущих лихорадкою». А надо сказать, что у самого о. Василия как раз была дочь, давно болевшая лихорадкой. Наутро он дал ей выпить воды, которой омыл икону, и девица выздоровела.

После нескольких подобных случаев священник убедился в чудотворности иконы и отнес ее в Покровский храм, где от образа происходило множество исцелений. Вскоре слава об Ахтырской иконе распространилась по всей России (особым почитанием она пользовалась, конечно, в южнорусских губерниях), и в 1751 году Святейший Синод, проведя тщательное «следствие о чудесах святой иконы», объявил Ахтырский образ чудотворным.

В 1903 году икону похитили, и долгое время было неизвестно, где она, пока, наконец, след ее не отыскался в Харбине. Сейчас образ находится в США.

В России остались списки с Ахтырской иконы Божией Матери. Самые известные из них пребывают в Москве (храм Воскресения Словущего на Арбате) и в Самаре (Пустынно-Николаевский мужской монастырь).


Саша Митрахович 11.02.2017 12:21
Загрузка...

Читать предыдущую статью

Рождественская церковь Новгорода режим работы адрес как добраться самостоятельно расположение на карте

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча