Инкерман Севастополь

У восточной оконечности Севастопольской бухты, близ устья Черной реки, за портовыми кранами верфей виднеется настоящее чудо. На плоском, как бы сползающем к воде плато громоздятся старинные башни, а под ними, прямо в скале, — православный монастырь. Это — Инкерман.
Поселение на скале возникло еще в VI веке. Крепость Каламита стала одним из форпостов знаменитого Херсонеса. Примерно в VIII веке был основан монастырь, пещерные храмы и кельи которого сохранились до наших дней. (Нужно отметить, что это археологические данные; согласно же легендам, обитель куда древнее, она появилась здесь на рубеже I—II веков стараниями папы Римского Климента, сосланного императором Траяном за проповедь христианства на задворки империи; потому и называется Инкерманский монастырь — Климентовским.)
До XV века крепость принадлежала христианскому государству Феодоро, была разорена генуэзцами, быстро восстановилась, а вот турецкого нашествия не пережила. Вернее, пережила, но служила потом уже туркам. А те быстро утратили к Каламите интерес. Когда Крым вошел в состав Российской империи, тут высились лишь печальные руины...
Впрочем, монастырь, прекративший свое существование при турецком владычестве, возродился в 1850 году. Чуть позже перепланировали и вновь открыли пещерный храм во имя святого Мартина, а в 1905 году — поставили Никольскую церковь на верхнем плато, среди башен Каламиты. Эту церковь снесли в советское время.
В 1931 году монастырь вновь оказался закрыт, хотя его настоятель Венедикт и еще трое насельников продолжали и после этого жить в скальных кельях. Во время Великой Отечественной войны пещеры Инкермана стали частью советской оборонительной линии. Возрождение обители началось в 1991 году, сейчас это — один из главных севастопольских пунктов паломнических программ.