Интерьер храма Николая Чудотворца в Хамовниках

На фото: интерьер храма Николая Чудотворца в Хамовниках, Москва.
«Внутри храма почти не осталось старины», — сетовали дореволюционные путеводители по Москве. Неудивительно, если вспомнить, что в пожар 1812 года церковь практически полностью выгорела. Впрочем, к нашим временам старины не то чтобы прибавилось, просто роспись, утварь и иконы, казавшиеся «новыми» в 1910-х годах, в 2010-х представляются вполне «старыми». А учитывая, что церковь Николы Чудотворца в Хамовниках не закрывалась в советскую эпоху, перед нами — интересный пример оформления храма в середине XIX века.
Вход в храм Николая Чудотворца в Хамовниках — традиционно через подколокольное помещение. Из трапезной раскрывается внутреннее пространство, которое, впрочем, не кажется столь же высоким внутри, сколь и снаружи. Наверное, дело в относительно низком расположении оконного ряда второго света — все окна храма располагаются визуально ближе к полу, нежели к потолку. Возможно, это оптическая иллюзия, создаваемая кривизной свода и тем, что свод этот — глухой: находясь внутри, понимаешь, что барабаны главы церкви — чисто декоративные, участия в организации внутреннего объема они не принимают.
Сформированный в силу этого конструктивного решения сплошной купол, как и стены, необыкновенно богато расписан. Росписи в храме встречаются везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым резным орнаментом (ею украшены декоративные подкарнизные пояса и оттенены внутренние ниши окон и порталов). Это и сцены из земной жизни Иисуса Христа, и различные ветхозаветные сюжеты, и выполняющие орнаментальную роль изображения серафимов, и, конечно, центр композиции — Пресвятая Троица с предстоящими ангелами над алтарем.

Настенная роспись датируется 1840-ми годами. Она характерна для XIX века, когда индивидуальные особенности различных русских иконописно-художественных школ уже ушли в прошлое, а храмы расписывались по единому «академическому» канону. Фигуры и пейзажи выглядят скорее как картины, изображения весьма реалистичны, хотя и кажутся упрощенными и, возможно, даже несколько наивными по сравнению, например, с росписями ведущих изографов XVII века.
Позолоченный иконостас храма — четырехъярусный (без праотеческого чина). Он современен росписям и золотисто-голубыми тонами прекрасно гармонируете ними. Венчает иконостас Распятие.
Приделы храма Николая Чудотворца в Хамовниках освящены во имя святителя Алексия, митрополита Московского, и в честь хранящейся в храме чтимой иконы Божией Матери «Споручница грешных». Они достаточно просторны и светлы, их стены также сплошь украшены яркими фресками.