Интерьер Успенского собора в Коломне

Основу интерьера Успенского собора Коломны составляет иконостас. Его установили в 1772 году, и он сравнительно благополучно пережил и ремонт конца XIX века, и советскую эпоху, утратив в это время «лишь несколько» деталей.
В некоторых источниках иконостас коломенского собора поименован «барочным», однако в строгом смысле слова это не так. Барокко к началу 1770-х годов утратило свои позиции. Новый стиль — классицизм — вышел на архитектурные подмостки, затронув в том числе и архитектуру малых форм, к каковой традиционно относят иконостасы.
Классицистские иконостасы гораздо строже барочных. Статика пришла на смену динамике, уравновешенность ордерной системы — буйству барочных «завитков». И рама коломенского иконостаса гораздо в большей степени принадлежит классицизму, чем барокко. Даже «самая резная» его деталь — Царские врата — подчинена строгой эстетике классицизма.
Иконостас состоит из шести рядов, причем во всем соблюдена столь характерная для классицизма симметрия: три «высоких» ряда чередуются стремя «низкими». Колонны с капителями коринфского ордера задают вертикальное восприятие иконостаса. Иконы, конечно, в XX веке были утрачены и в новейшее время написаны заново. Надо при этом понимать, что прежние образа, в отличие от нынешних, носили «живописный» характер, как большинство икон той эпохи.
Росписи собора выполнялись в начале XIX века, при настоятельстве протоиерея Михаила Дроздова, отца митрополита Московского и Коломенского Филарета. Поновили росписи в 1890-е годы, когда в соборе проводились масштабные ремонтные работы, о которых свидетельствует сохранившаяся надпись:
«В благополучное царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра III освятися св. престол и храм сей во имя Успения Пресвятыя Богородицы, после полной реставрации Высокопре-освященнейшим Сергием Митрополитом Московским и Коломенским в лето от Рождества Христова 1894 в 30 день месяца июля».
Росписи в советские десятилетия серьезно пострадали и потребовали кропотливой реставрации. Среди сюжетов, сохранившихся наиболее полно, — «Успение Пресвятой Богородицы».