Иоанн Константинович Романов - князь императорской крови

Иоанн Константинович Романов - князь императорской крови

Иоанн Константинович Романов - князя императорской крови. Он прожил недолгую жизнь, в 1918 году погибнув от рук большевиков вместе с великой княгиней Елизаветой Федоровной.


Иоанн Константинович Романов родился в 1886 году, первенцем в семействе великого князя Константина Константиновича Романова и его жены Елизаветы Маврикиевны, дочери принца Саксен-Альтенбургского, как раз вскоре после принятия некоторых поправок к «Учреждению об императорской фамилии» (1797), согласно которым лишь потомки императора по прямой линии являлись великими князьями, а уже правнуки именовались «князьями императорской крови». Собственно, эти поправки и принимались в ожидании прибавления в молодом семействе Константина Константиновича. Тот досадовал в дневнике:

«По старому положению он был бы Великим Князем и Императорским Высочеством. Все семейство очень недовольно этими нововведениями, не исключая и братьев Государя. Кто-то из них в шутку назвал их Указом о Сидоровых козах, так эти будущие потомки не имеют определенного имени;»

Какими несущественными, мелочными выглядят эти сетования из нашего времени — то есть из любого времени после 1918 года, когда трое сыновей Константина Константиновича были убиты большевиками, а другие члены его семьи остались в живых лишь благодаря бегству из России. Но в 1886 году существующее положение дел в стране, ведомой твердой рукой Александра III, казалось как никогда прочным, вековечным. Можно было и подосадовать на титулы. Впрочем, будучи поэтом, Константин Константинович словно что-то предчувствовал. Новорожденному сыну он посвятил стихотворение «Колыбельная». «Спи же! Еще не настали годы смятений и бурь!» — писал августейший отец своему первенцу.

Нежный в стихах, в воспитании детей великий князь Константин Константинович был строг, и те его боялись. Младший брат Иоанна (в семье его полуласково-полушутливо называли Иоанчиком) Гавриил вспоминал, что для них не должны были существовать капризы, слова «не могу» или «не хочу». Свои игрушки и вещи в «гуляльне» и «опочивальне» — именно так, в соответствии с приверженностью Константина Константиновича к «русскому стилю», назывались детские комнаты в Мраморном дворце, — они убирали сами.

Вечером непременно молились перед Казанской (!) иконой Божией Матери в присутствии отца, который, ко всему прочему, требовал, чтобы «мы знали наизусть тропари двунадесятых праздников и читали их в положенные дни» («Великий князь Гавриил Константинович. В Мраморном дворце. Мемуары»).

Но «Иоанчик», кажется, тропарями не томился. Даже на фоне своего, весьма приверженного церковным традициям, семейства он выделялся благочестием, складом характера почти монашеским. Есть сведения, что в юности он всерьез подумывал о том, чтобы оставить мир, но, как это часто бывает с молодыми людьми, влюбился и 2 сентября 1911 года сочетался браком с принцессой Еленой Сербской.

Иоанн Константинович после революции

Паломники у поклонного креста на краю мемориальной шахты в алапаевском мужском монастыре во имя Новомучеников Российских, построенном на месте убиения великой княгини Елизаветы Федоровны, князя Иоанна Константиновича и других Романовых.

Октябрьский переворот 1917 года Иоанн Константинович встретил на фронте. Он спешно вернулся в Петроград, где оставались его жена и двое детей. Несколько месяцев князь прожил в Петрограде под подпиской о не выезде. Есть сведения, что в это время он принял сан диакона или, во всяком случае, был посвящен в стихарь.

В конце марта его выслали из Петербурга в Вятку, затем в Екатеринбург. Закончился путь Иоанна Константиновича Романова в шахте под Алапаевском в ночь с 17 на 18 июля. Вместе с ним погибли великая княгиня Елизавета Федоровна, великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови Константин Константинович (младший) и Игорь Константинович, князь Владимир Палей, Федор Семенович Ремез и келейница Елизаветы Федоровны Варвара (Яковлева).

По вступлении Белой армии в Алапаевск тела убитых были извлечены из шахты, и обнаружилось, что рана Иоанна Константиновича перевязана апостольником Елизаветы Федоровны, а пальцы его сложены для крестного знамения.


Саша Митрахович 14.03.2018 11:01
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча