История Коломны

Как Коломну присоединяли к Москве
Древняя Коломна впервые упоминается в исторических летописях около 1177 года как город в составе тогдашнего Рязанского княжества. В 1306 году московский князь Юрий Даниилович решил присоединить Коломну при обстоятельствах жестоких и драматичных.
Рязанский князь Константин Романович был сыном и главным преемником великого князя Романа Ольговича. Сведений о нем в главных тогдашних источниках информации - летописных сводах - сохранилось крайне мало, и все они повествуют о его противоборстве с московским князем Даниилом Александровичем.
Первые годы XIV столетия стали временем похода, который Даниил Московский предпринял против Константина. Летописи не называют конкретных поводов к нему, но это, конечно же, Коломна. Для Москвы она была стратегически важна: будучи рязанским форпостом, Коломна блокировала устье реки Москвы; к тому же захватом этого города Даниил надеялся приумножить и «округлить» свои владения.
В решающей битве он одолел Константина, захватил его в плен и отправил в Москву. Позднейший летописец отмечает, что рязанский князь проиграл битву из-за измены своих бояр и был захвачен «некою хитростью».
В Первопрестольной Константина Романовича содержали в «чести»: Даниил даже планировал «укрепиться с ним крестным целованием и отпустить на Рязань». Однако освобождение пленного по каким-то причинам затянулось, а затем, со смертью московского князя, и вовсе отменилось.
Князь Константин томился в Москве до 1306 года, будучи своеобразной костью в горле для Даниилова преемника, сына Юрия. Тот решил разрубить гордиев узел и приказал убить пленника. Вот как повествует об этом «Царь-книга» - Лицевой летописный свод:
«В том же году в Филиппово говение князь великий Юрий Данилович повелел у себя на Москве великого князя рязанского Константина Романовича убить, которого захватил хитростью некоею на бою отец его, князь великий Данило Александрович, внук Ярославлов».
После гибели Константина его сын Василий еще два года управлял Рязанским княжеством, однако в 1308 году был убит в Орде со многими рязанцами. Он не оставил потомства, и у Москвы были развязаны руки: бывший рязанский град Коломна отныне стал московским.