История Верхотурья и кремля в городе Верхотурье

Город Верхотурье был заложен в самом конце XVI века как перевалочный пункт на новой, гораздо более удобной «государевой дороге» в Сибирь из европейской части России и быстро превратился в важный торговый центр, оставаясь таковым в течение полутора веков.
История города Верхотурье начинается в 1598 году, когда вскоре после вступления на русский престол Бориса Годунова, здесь был заложен город. Всего через несколько лет вспыхнет Смута и на долгие годы погрузит Русь в омут раздоров и царских «подмен», чуть не приведших государство к окончательному краху. Впрочем, до восточных рубежей страны тревожные настроения почти не докатывались, и строительство новых городов на Урале и в Сибири шло полным ходом.
Впервые годы русского освоения Сибири сообщение с молодыми городами на восточной окраине государства, такими как Тюмень и Тобольск, было крайне ненадежным. Единственной дорогой, связывавшей Соликамск с вновь присоединенными землями, являлась очень длинная и петляющая лозьвинская дорога (по наименованию реки Лозьвы), путь по которой занимал больше месяца. В связи с этим царь Федор Иоаннович дал задание разведать новый, более короткий путь.
Поисками руководил крестьянин Соликамского уезда Артемий Бабинов, и в 1597 году они увенчались успехом. Открытый путь был в несколько раз короче прежнего, и из Москвы пришел приказ:
Дорогу строить, мосты наводить, город Лозьвинский на Лозьве ликвидировать, а вместо него заложить новый город на пути из Соликамска в Тобольск.
Так на карте появилось Верхотурье, построенное на месте бывшего городища манси Неромкура.
«На северном берегу Туры находится крутой камень-гора, возвышающийся над поверхностью воды на 12 саженей и больше... так что со стороны Туры нет надобности ставить башни, то место и без городовой стены всякого города крепче, разве б по тому месту велеть хоромы поставить в ряд, да избы поделать, да дворы поставить постенно, а по углам города от Туры поставить наугольные башни»
— читаем мы в сохранившемся письме 1597 года. На этом «камне-горе» и устроили Верхотурский кремль, сердцем которого стал Троицкий собор.
«Деревянная» эпоха верхотурского кремля продлилась сто лет — весь XVII век. В 1683 году Верхотурский кремль сгорел во время пожара, но, находясь под особым царским попечением как один из ключевых городов страны, был быстро восстановлен и простоял всего 10 лет. В августе 1696 года воевода Козлов получил грамоту от молодого царя Петра I, приказывавшего начать строительство каменного кремля.
На протяжении XVII и значительной части XVIII веков город Верхотурье играл важнейшую роль в освоении восточных окраин России и пользовался особым вниманием со стороны царского двора. Увы, Верхотурье не удержалось на ведущих ролях. Если поначалу «государева дорога», проходящая через город, была единственным официальным путем в Сибирь и через оживленный город проходили большие потоки людей, то со временем стали появляться новые, еще более удобные пути.
В правление Екатерины II обустроили Сибирский тракт, прошедший через Екатеринбург, то есть более чем в 300 километрах к югу от Верхотурья. Новый тракт сменил старую Бабиновскую дорогу в роли главного пути в Сибирь, и с этого времени начался экономический закат Верхотурья. Дорогой не перестали пользоваться вовсе, но движение людей, товаров и денег через город резко упало, что привело к печальным для Верхотурья последствиям. В XIX веке значение и размеры города продолжали уменьшаться, хотя он и оставался центром самого большого в России по площади уезда.
Однако все это не означало угасания духовной жизни. Наоборот, Верхотурье становится центром паломничества на Урале. Людей, устремляющихся к верхотурским святыням (прежде всего — к мощам святого праведного Симеона Верхотурского), в XIX столетии заметно прибывало. Сложилась парадоксальная ситуация — экономический упадок как бы выявил истинную роль Верхотурья как духовного центра, очага православия и монашеского подвижничества на огромной и все еще слабо освоенной территории.
В начале XX века о Верхотурье снова заговорили — во многом в связи с Григорием Распутиным, проведшим в молодости два года в качестве послушника верхотурского Свято-Николаевского монастыря. Представители царской семьи обратили пристальное внимание на далекий город и его святыни. Николай II посылал в обитель поздравительные телеграммы и богатые дары и намеревался лично ее посетить, но не успел этого сделать из-за начавшейся Первой мировой войны.
Единственным членом царской фамилии, побывавшим в Верхотурье, стала великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1914 году, уже будучи настоятельницей Марфо-Мариинской обители в Москве, она совершила паломническую поездку на Урал. А через несколько лет Елизавета Федоровна приняла мученическую кончину от рук большевиков в городе Алапаевске Верхотурского уезда.
Революция 1917 года положила конец (как показала история, временный) статусу Верхотурья как одного из духовных центров России. Во время Гражданской войны город неоднократно переходил из рук в руки. Братия Николаевского монастыря во главе с игуменом Ксенофонтом открыто встала на сторону белогвардейцев, что вскоре привело к самым печальным последствиям для обители. Впрочем, даже без демонстрации политических пристрастий в те годы участь церковных учреждений была предрешена.
Сегодня Верхотурье остается тихим провинциальным городом. В этой провинциальности есть свое очарование: совершаются богослужения в Троицком соборе и Свято-Николаевском монастыре, продолжаются реставрационные работы, храм и музей посещают паломники, а рядом, как и четыреста лет тому назад, несет свои воды суровая Тура...