Иван Шишкин

Иван Шишкин

Иван Шишкин родился в 1932 году в Елабуге Вятской губернии. Семья его принадлежала к купеческому сословию, отец служил городским головой, зять имел немалые капиталы, мать же была но характеру строгая, даже властная и имела на сыновнее будущее собственные виды. Однако Иван Шишкин всегда был верен призванию, став известнейшим русским художником, мастером пейзажа и большим знатоком природы.


Масштаб дарования Ивана Шишкина был под стать его внешности: все современники отмечали поистине богатырское сложение живописца: высокий рост, широкие плечи, огромные руки, для которых, кажется, были малы любые карманы. А еще - густая шевелюра, окладистая борода, внимательный взгляд все видящих, все подмечающих глаз.

Близко знавшие Шишкина полагали, что ему всегда были тесны любые рамки, будь то одежда или родительский дом, и лишь в лесу или поле он чувствовал себя свободно и комфортно. Иван Иванович был большим знатоком природы, в особенности сведущ в ботанике, в которой обладал знаниями почти энциклопедическими.

Отсюда и достоверность его лесных пейзажей, удивительная естественность золотых волн ржи в полях, точность в изображении природных явлений. Все это будущий художник и профессор живописи видел и запоминал с детства, бродя по окрестностям родной Елабуги, делая наброски и рисуя этюды. К слову, Шишкин владел многими изобразительными техниками, от привычных нам кисти и пера до угля и даже иголки с ниткой.

Интерес к творчеству Ивана Шишкина не иссякает. В залах Третьяковской галереи.

За свою творческую биографию Иван Иванович помимо живописных произведений создал около тысячи офортов, несколько десятков цинко - и литографий, не говоря уже о рисунках, количество которых исчисляется десятками тысяч. Немалая их часть находится сегодня на родине художника, в его доме-музее в Елабуге.

Портрет художника Ивана Шишкина. Художник Г. Г. Мясоедов.

Именно в родном городе Шишкин написал одну из своих первых зрелых работ - картину «Жатва». Иван Иванович нередко приезжал в Елабугу, памятуя об удивительных местных пейзажах, черпая здесь силы и вдохновение для будущих работ. Впечатления от одной из таких поездок 1877 года спустя год легли в основу поистине хрестоматийной шишкинской картины «Рожь».

Царь леса и художник полудня

Именно этими возвышенными, но очень точными эпитетами нередко характеризовали Шишкина его близкие друзья. Действительно, таким эффектным и выгодным с точки зрения изобразительного искусства явлениям, как закаты и восходы, живописец зачастую предпочитал обычный полдень, без теней и полутонов. Именно на этом, на первый взгляд, бесхитростном фоне Шишкин и создавал свои бессмертные пейзажи.

Леса же всегда привлекали любителя природы и ее знатока. С любовью и знанием дела написаны им картины «Лесная глушь» - тревожная, заповедная, почти сказочная; «Корабельная роща», словно источающая пряный аромат смолистых сосен; непроходимая лесная чаща «Бурелома»; залитый летним солнцем «Сосновый лес». Когда Иван Иванович скончался в марте 1898 года прямо на своем рабочем месте, в мастерской, на мольберте художника остался холст с недавно начатой им картиной «Лесное царство».

Савицкие медведи в шишкинском лесу

Утро в Сосновом лесу Ивана Шишкина.

Популярность картин Шишкина, особенно в России, всегда была феноменальной. В домах аристократии и купеческих особняках непременно можно было увидеть дорогие копии, а то и оригиналы шишкинских пейзажей; в крестьянских же избах на стенах почти всегда висели журнальные репродукции картин Ивана Ивановича. И первым делом - полотно «Утро в сосновом лесу», ставшее в России, и особенно в СССР, буквально культовым. Но мало кто знает, что перу Шишкина на этой картине принадлежит не все; более того, самые главные ее персонажи - забавная медвежья семейка - написаны совсем другим живописцем!

Русского художника, действительного члена Императорской Академии художеств Константина Аполлоновича Савицкого (1844-1905) многое связывало с Иваном Шишкиным. Оба были художниками-передвижниками, оба поддерживали друг друга в периоды семейных драм: у Шишкина умерла первая жена, а супруга Савицкого покончила жизнь самоубийством. Именно Константин Аполлонович, давно желавший написать медведей, добавил семейку косолапых в предрассветный пейзаж шишкинского «Утра в сосновом лесу», причем поначалу животных на полотне было всего два.

Поначалу Савицкий и не претендовал на авторство картины, пока ее не приобрел будущий создатель знаменитой галереи искусств Петр Третьяков, с которым у художника были сложные отношения. Третьяков же категорически отказался ставить авторство Савицкого и стер его подпись с холста, заявив Шишкину: «Я покупал только картину Шишкина - Савицкого не покупал!» Разумеется, Савицкий был недоволен, хотя Шишкин отдал ему тысячу рублей из четырех, полученных от Третьякова в качестве гонорара.


Саша Митрахович 12.09.2018 07:24
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча