Иверская Часовня-ризница Санкт-Петербург

Неподалеку от Спаса-на-Крови стоит здание Иверской часовни, довольно интересное в архитектурном отношении, но совершенно теряющееся на фоне узорчато-мозаичного Воскресенского храма. А между тем Иверская часовня эта неразрывно связана с ним: ее выстроили в качестве ризницы, и в ней хранили иконы, богослужебную утварь и прочие предметы, поднесенные разными лицами и учреждениями в память о кончине императора Александра II. В числе прочих здесь находилось Распятие, принадлежавшее, предположительно, кисти В. Л. Боровиковского. Кроме того, в часовне можно было увидеть несбывшиеся проекты Спаса-на-Крови, эскизы мозаик, образцы материалов, использовавшихся в отделке храма.
Посвящение часовни-ризницы Иверской иконе Пресвятой Богородицы глубоко символично. Иверский образ, как и Феодоровский, имел особое значение для семьи Романовых — и в московскую, и в петербургскую эпоху. Подтверждение этому мы встречаем в мемуарах, оставленных некоторыми членами августейшей фамилии, так племянник Александра II, великий князь Александр Михайлович, ребенком побывавший в первопрестольной вместе с родителями, вспоминал:
«Мы остановились в Москве, чтобы поклониться чудотворной иконе Иверской Божией Матери и мощам Кремлевских Святых, что являлось официальным долгом каждого члена Императорской фамилии, проезжавшего через Москву».
К сожалению, содержавшееся в Иверской часовне собрание святынь и редкостей, интересное уже хотя бы в историческом отношении, после революции было разрознено и разграблено. Сама часовня тоже пережила советскую эпоху не без потерь. Мозаичная Иверская икона, находившаяся на восточной стене, оказалась утрачена, равно как и хризма (монограмма имени Христа), установленная на часовне вместо более традиционного креста. Икона Спаса Нерукотворного, помещавшаяся над входом, также была снята, но, к счастью, не пропала.
Здание использовалось в хозяйственных нуждах. Впервые заговорили о его реставрации только в 1990-е годы, работы провели в 1996 году. На северной стене часовни установили при этом мозаичные иконы свв. Пантелеймона и Прокопия, а на южной — образ князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. До того эти иконы пребывали в самом Воскресенском храме. На историческое место вернулся Нерукотворенный образ Спасителя.
В ноябре 2005 года над зданием вновь установили христограмму, воссозданную по старым фотографиям. Ныне часовня представляет собой экспозиционную площадку (собственно, ею она когда-то и являлась) и официально составляет часть комплекса Спаса-на-Крови.