Изразцы на Руси история

Изразцы — это керамическая плитка, которую использовали для облицовки печей, каминов и даже зданий.
История появления изразцов
Изразцы появились примерно в VIII веке и быстро приобрели популярность. В Европе — в Голландии, Германии, Швейцарии, Португалии —плитки были, главным образом, белые с синим рисунком.
Изразцы на Руси
Первые русские изразцы датируются X веком (Киев), чуть позже они добрались до Старой Рязани и Владимира. Найденные там керамические изделия покрыты разноцветной глазурью.
В начале XVII столетия отечественные изразцы делали из терракотовой глины. Они были красными. Технология заключалась в том, что глину заливали в деревянные резные формы, сушили, а затем обжигали. Чтобы закрепить плитку в кладке, с обратной стороны оставляли выступ-румпу. На красной плитке рисовали, как правило, мифических животных, журавлей или охотников.
Со второй половины XVII века плитка стала муравлёной (то есть ее изготавливали с применением зеленой свинцовой глазури) и многоцветной. Это было своего рода возрождение древнекиевских традиций. В ход шла светлая гжельская глина.
Что касается разноцветных рельефных изразцов, то место их «рождения» — село Богородицыно, неподалеку от Валдайского Иверского монастыря. Туда, кстати, зачастую приглашали белорусских мастеров, ведь они владели секретами приготовления четырехцветных оловянных эмалей—желтой, белой, синей и бирюзово-зеленой.
Новые тенденции в производстве изразцов на Руси появились при Петре I. Вернувшись из Европы, царь захотел, чтобы наши мастера переквалифицировались на создание расписной керамики типа голландской. Он даже мастеров заморских с собой привез, но те не смогли найти общий язык со своими российскими коллегами.
Зато уехавшие учиться за рубеж русские специалисты в совершенстве овладели техникой иноземной росписи. Любопытно, что «европейские» бело-синие изразцы прижились только в Санкт-Петербурге, но никак не в Москве. Здесь предпочли сохранить верность полихромии, несколько расширив, правда, тематику сюжетов. Теперь на изразцах изображали мужчин и женщин в античных или иностранных костюмах, различные сцены из жизни — бытовые, любовные, иногда даже скабрезные. Кроме того, мастера зачастую снабжали изображения подписями-пояснениями или поговорками.