Кашин

Кашин история
Кашин - один из древнейших городов Тверской области, в котором некогда активно развивались ремесла и искусства, сейчас незаслуженно оказался вне Золотого кольца России. Кашин сегодня по праву может считаться «жемчужиной в серебряной цепочке» русских городов.
Первые упоминания в истории о Кашине встречаются в Никоновской летописи. В 1238 году он значится в числе разоренных монголами городов. Другие источники указывают, что в 1288 году Кашин выдержал осаду соединенного войска нескольких князей.
Точная дата основания города Кашина неизвестна, но местные жители считают, что его заложил Юрий Долгорукий.
Название города трактуется по-разному, основных версий две. Согласно первой, слово «каша» переводится с одного из языков финно-угорской группы как «тростник». Соответственно, Кашинка — речка, поросшая тростником. Между прочим, она и сегодня такая.
Согласно второй, название происходит от исконного русского слова «каша» — в старину так называли свадебное обрядовое угощение.
Планировка Кашина
О планировке Кашина можно говорить, как о произведении искусства. Действительно, при всем многообразии мало найдется в России таких городов, где при планировке не просто максимально учтен живописный рельеф (таких как раз много), но природная красота, объединившись с красотой рукотворной, наполнилась бы глубоким символическим содержанием. Иными словами, планировка Кашина — концептуальна, причем эта концепция родилась задолго до «генеральных планов» матушки Екатерины.
Глядя на карту (а кому-то, возможно, повезет увидеть Кашин с высоты птичьего полета), понимаешь, сколь уникальное место для города выбрали первые поселенцы. Двойная излучина речки Кашинки, почти зеркально симметричная, напоминает очертаниями стилизованное сердечко (Кашин и называют «городом русского сердца»). Образованный излучиной полуостров имеет связь с «большой землей» в виде узкого перешейка. Его-то и «закупорила» крепость-кремль, чьи валы видны до сих пор.
Внутри «сердечка», за водной преградой, — посад. На эту «природную композицию» накладывалась рукотворная планировка. Визуальные границы города обозначал огромный треугольник, углы которого фиксировали три монастыря — Сретенский, Клобуков и Дмитриевский. Интересно, что вершина этого треугольника — Дмитриевский монастырь — располагалась строго по оси симметрии «сердечка» вверху, а дветочки основания были, соответственно, справа и слева внизу. И на эту «двойную фигуру» накладывалась третья — крест, образованный цепочками линейно установленных храмов.
Кашинские минеральные воды

Нельзя не рассказать еще об одном аспекте кашинской жизни. Речь идет о кашинской минеральной воде. Ее целебные свойства известны с давних времен. Задолго до революции паломники, приходившие поклониться мощам Анны Кашинской, использовали воду из трех источников на берегу реки Маслятки. Они славились тем, что помогали при всевозможных недугах — от нарушения пищеварения до неврологических заболеваний.
Первое документальное упоминание о кашинских источниках встречается в работе уездного врача Д. Чернявского, датированной 1808-м годом. Он внимательно наблюдал за больными, которые употребляли эту воду, и заодно решил построить дом для приезжавших на лечение людей и привести в порядок территорию вокруг источников. Сами воды даже внесли в «Военную фармакопею» — свод документов, устанавливающий нормы качества медикаментов. Однако, как это часто бывает, без широкой поддержки, лишь «на голом энтузиазме» нескольких человек, любое начинание сходит на нет. Так случилось и с кашинской минералкой. Уже в 1825 году источники выглядели весьма запущенными.
Вспомнили о них было через четверть века, когда городской голова Зызыкин прислал профессору Шипулискому для изучения образцы воды. Тому качество воды понравилось, начались даже клинические исследования, но инициатива снова заглохла.
Снова минула четверть века, и, заинтересовавшись кашинскими ключами, в город приехал доктор А. В. Алексеевский. Он знал, что источники «существуют давно и уже несколько столетий пользуются известностью, как целебные». При поддержке городского головы Манухина Алексеевский занялся организацией процесса водолечения. Достаточно быстро поставили новые срубы, а также палатки для приема ванн, разбили сад с беседками и павильонами... Одним словом, открылся настоящий бальнеологический курорт.
Новые пробы воды показали, что они даже «богаче минеральных вод Железноводска»! Медики разработали список терапевтических показаний для приема вод. А вскоре появилось отдельное здание для целебных ванн. Более того, в 1892 году император Александр III подписал Именной Высочайший Указ, предписывающий беречь кашинские источники «от порчи и истощения». В начале XX века в Кашине стали бурить скважины, а также практиковать лечение торфяными грязями.
После смены власти бальнеологический курорт перешел в ведение Народного комиссариата здравоохранения. В Великую Отечественную войну там размещался госпиталь.
Сейчас кашинский курорт продолжает функционировать как лечебница. Причем, по мнению экспертов, здешние воды близки по составу к знаменитым «Боржоми» и «Ессентукам».