Кировский (Путиловский) завод Санкт-Петербург

На фото: Кировский завод Санкт-Петербурга в наши дни.
От площади Стачек начинается проспект Стачек. Напротив помпезного здания станции метро «Кировский Завод» (дом 70 по проспекту Стачек) — и сам знаменитый завод, ныне Кировский завод, в прошлом — Путиловский, непосредственным предшественником которого был Кронштадтский чугунолитейный.
В 1801 году Павел I перевел производственные мощности с острова-крепости в столицу. Поначалу на Кировском заводе лили пушечные ядра, а с появлением в России железнодорожного сообщения — стали делать рельсы; начиная же с 1860-х годов, с переходом производства в руки крупного предпринимателя и инженера Н. И. Путилова, завод превратился в «предприятие широкого профиля», выпускавшее в разное время паровозы, вагоны, бронеавтомобили, корабельные башенные орудия, миноносцы...
К началу XX века Путиловский вошел в тройку ведущих машиностроительных концернов Европы, уступая только таким тогдашним индустриальным колоссам, как немецкий «Фридрих Крупп АГ» и британский «Армстронг-Уитворт».
К началу XX века в рабочей среде Путиловского завода немалую популярность приобрели марксистские идеи, что не удивительно, — как не удивительно и то, что в 1905 году предприятие стало если и не локомотивом первой русской революции, то уж точно ее топкой. В январе на заводе состоялась первая забастовка, в организации которой немалая заслуга известного священника Георгия Гапона. Руководство отказалось идти на уступки бастующим, стачки по принципу цепной реакции распространились на другие столичные предприятия, а завершилось все походом с петицией к царю и «кровавым воскресеньем», после чего, собственно, и вспыхнула революция 1905—1907 годов.
Десять лет спустя, в феврале 1917 года, тоже не обошлось без путиловского пролетариата — именно очередная забастовка путиловцев запалила фитиль Февральской революции. В преддверии Октябрьской революции на Путиловском заводе выступал Ленин...
В советскую эпоху годы Путиловский завод, переименованный сначала в «Красный путиловец» (1922), а после убийства Кирова — в Кировский завод (1934), сохранил за собой позицию одного из лидеров машиностроения в стране (правда, называлась она теперь СССР). Здесь выпускали легированную сталь для нужд других предприятий и готовую продукцию — тракторы, трамваи, военную технику.
Именно на Кировском заводе производили легендарный тяжелый танк КВ. В годы Великой Отечественной войны большую часть завода эвакуировали в Челябинск, где кировцы положили начало знаменитому «Танкограду», бесперебойно обеспечивавшему фронт боевыми машинами. Но те мощности, что остались в блокадном Ленинграде, не остановили работы. На расстоянии артиллерийского выстрела от линии фронта, под постоянными бомбежками завод продолжал выпускать и ремонтировать танки...
После войны производство на Кировском заводе быстро восстановилось в полном объеме, а вскоре и превысило довоенные показатели. Здесь выпускали тракторы «Кировец», газовые центрифуги для ядерной энергетики и пр. Завод и его дочерние предприятия и сейчас производят сельскохозяйственную технику, сталь, турбины.