Классицизм в архитектуре

Классицизм в архитектуре

Классицизм (от лат. dassicus — образцовый) — художественный стиль, в частности в архитектуре, развивавшийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского Возрождения.

Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы.

Зародившись во Франции в XVII в. в условиях абсолютной монархии, классицизм нашел отражение в архитектуре большинства европейских стран, отличаясь в каждой из них своеобразными особенностями и путями развития.

Начавший свое утверждение в Петербурге 1760-х годов, классицизм к началу XIX века распространился по всей стране, совершенно вытеснив барочные формы. В стилистике барокко (а точнее, в некотором переходном стиле) тогда достраивали лишь долгострои, начатые гораздо раньше, — да и то это касалось по преимуществу далеких окраин России.

Вначале XIX века русский классицизм, развивавшийся с 1760-х годов, вырос и стал «высоким». «Высокий» — в данном случае, разумеется, понятие не геометрическое, а качественное, обозначающее высшую ступень: до такой степени высшую, что высокий классицизм даже получил отдельное название — ампир, с тех пор на протяжении нескольких десятилетий определявший архитектурный пейзаж России от столиц до самых ее далеких провинциальных уголков. Одним из, условно говоря, трех китов, на которых держался этот отдельный архитектурный мир, был Андрей Никифирович Воронихин.

Особенности русского ампира давно описаны и проанализированы искусствоведами. Не вдаваясь в искусствоведческие подробности, а глядя на вещи философски, можно сказать вот что: всякое явление культуры эволюционирует от строго регламентированного «распорядка» ранних своих образцов к постепенному «размягчению», как бы текучести форм, пытающихся преодолеть жесткую заданность первоначальных установлений: по большом счету, в какой-то момент наступает усталость от непререкаемых правил, приходит желание их нарушить — оставаясь при этом в рамках основной эстетической программы. Классицизм шел по тому же пути и в высоком своем «изводе» привнес в заимствованную у античности схему, в которой виделось столь желанное и столь недостижимое «золотое сечение», несколько усталую элегантность и чуть заметную упадочность, кои уже предрекали закат стиля.

Архитектура России.


Саша Митрахович 08.03.2018 08:26

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча