Князь Михаил Ярославич Тверской благоверный

В Твери нет святого, более почитаемого, чем благоверный князь Михаил Ярославич. Ему жители Твери вверили свой город как небесному покровителю и заступнику. Реликвии, связанные с ним, хранятся во многих тверских храмах. Есть частица его мощей и в Свято-Троицкой церкви. Это великий Русский святой.
Житие благоверного князя Михаила Тверского создавалось в первой четверти XIV века, вскоре после его смерти в Орде. Составителем выступил, по-видимому, игумен Отроча монастыря Александр, духовник князя, сопровождавший его в поездке в Орду. Житие сохранилось в двенадцати редакциях, причем те из них, что «обрабатывались» в Москве, довольно сильно отличаются от тверских редакций. Это и не удивительно, ибо отношения князя Михаила с Москвой складывались далеко не лучшим образом. Теперь уже трудно (и вряд ли стоит) искать виноватых в том раздоре, который царил в XIV столетии между Москвой и Тверью и который не без умысла еще более распаляли ордынцы.
Представим одну из самых интересных фигур в русском пантеоне святых князей - благоверный князь Михаил Ярославич Тверской
Ранние годы Михаила Ярославича
Князь Михаил родился в 1272 году. Отца своего, князя Ярослава Ярославича, он никогда не видал: тот умер во время поездки в Орду еще до рождения младшего сына. Воспитывала Михаила мать, святая княгиня Ксения, — согласно тексту Жития, «в страхе Господни и научи святым книгам и всякой премудрости». Может представиться странным, что именно мать учила Михаила «книжной премудрости», но исследователям удалось установить, что княгиня была исключительно образованной для своего времени женщиной и даже собирала библиотеку.
На тверском княжении Михаил сменил своего старшего брата — от первого брака отца — Святослава. Первые годы его правления были сравнительно спокойны — разве что в 1286 году ему пришлось выступить против литовцев, вторгшихся в тверские пределы. В 1294 году князь успешно исполнил функцию посредника-примирителя в междоусобии своих «кузенов» — сыновей Александра Невского Дмитрия и Андрея, — что характеризует его как человека, не склонного к сварам. В том же году он женился на дочери ростовского князя Дмитрия Борисовича Анне, (которую вскоре после смерти стали почитать как святую благоверную княгиню Анну Кашинскую).
Раздор между Михаилом Ярославичем и московским князем Юрием Даниловичем
В 1304 году великий князь Андрей Александрович, которого Михаил десять лет назад мирил с братом, умер. И Михаил стал по праву старшинства наследником владимирского великокняжеского престола. Возвел на него Михаила Ярославича митрополит Максим Киевский, а в 1305 году был получен и соответствующий ярлык из Орды. То есть поначалу никаких препятствий не представлялось.
Но вскоре выяснилось, что московский князь Юрий Данилович не хочет подчиниться Михаилу, а, напротив, сам ищет великого княжения. Так начался раздор, продлившийся долгие годы и стоивший жизни многим русским людям. Увы, святитель Максим, бывший твердым сторонником законного преемства великокняжеской власти, в 1305 году скончался, а примирителя из князей, каким выступил когда-то в подобной ситуации сам Михаил Ярославич, не сыскалось.
Одно из первых поражений князя Михаила Ярославича Тверского в его борьбе с Москвой лежало в плоскости церковной и было как раз напрямую связано со смертью митрополита Максима. Требовался новый митрополит, и Михаил приложил все усилия к тому, чтобы им стал «его» человек — игумен Отроча монастыря Геронтий. Но Патриарх Константинопольский Афанасий посвятил в митрополиты свт. Петра, тем самым разрушив планы Михаила Ярославина.

Святитель Петр явился во Владимир, и князь, не сумев сдержать досады, встретил его холодно. Вскоре епископ Тверской Андрей написал Патриарху донос на Петра, обвинив его в симонии. Неизвестно, составил ли он эту кляузу по собственной инициативе или по сговору с Михаилом, однако дело разъяснилось, тверского епископа уличили в клевете, а свт. Петра оправдали совершенно. Но Михаил Ярославич Тверской так и не смог примириться с ним, чем навредил только себе: митрополит Петр отбыл из Владимира в Москву, где его с распростертыми объятиями встретил Юрий Данилович.
Раздоры Михаила Ярославича с Ордой
Своего апогея противостояние Михаила Ярославича и Юрия Даниловича достигло в 1317 году, когда в битве при селе Бортеневе тверичи наголову разбили войско Юрия. К тому времени московский князь, женившись на сестре хана Узбека Кончаке, раздобыл ярлык на великое княжение и чувствовал себя вполне неуязвимым. Однако ж татарские отряды, посланные Узбеком на помощь своему новоявленному родственнику, не помогли ему. Более того, Михаил Ярославин захватил в плен в том числе и татарского военачальника Кавдыгая, а также жену Юрия Кончаку (в крещении — Агафью). Кавдыгая он вскоре отпустил, а вот Кончака невольно стала виновницей его дальнейших бедствий, неожиданно умерев в Твери.
Юрий извлек из смерти жены максимум пользы для себя. Он оклеветал князя Михаила перед шурином, обвинив его — конечно же! — в отравлении Кончаки. Нетрудно представить себе гнев хана. Угрожая разорением вотчины Михаила Ярославича Тверского, он потребовал его к ответу. И князь собрался ехать в Орду, хотя тверичи выражали готовность постоять за него. Но, как говорится в Житии, Михаил Ярославич твердо решился «положить душу свою за други своя».
«Если я где уклонюсь, — говорил он, — то народ отчизны моей весь будет пленен и истреблен, а после того и я смерть приму, так лучше мне сейчас положить душу свою за многие души».
Поездка Михаила Ярославича Тверского в Орду и мучительная смерть его
Как и следовало ожидать, в Орде князя приговорили к смерти, «яко неключим есть нам, не последует нравом нашим». Казни предшествовали недели и месяцы мучений: на шею и руки Михаила Ярославича надели колодки, его поносили, издевались над ним в его унижении. Но князь, полностью положившись на волю Божию, обрел неиссякаемый источник мужества и смирения. Согласно Житию, в заточении он почти не спал, постоянно читая псалмы. К счастью, его не лишили возможности исповедоваться и причащаться Святых Таин — с князем находился его духовник игумен Александр (тот самый, составитель Жития).
Не раз Михаилу предлагали бежать, но он отвергал эти предложения как недолжные и готовился встретить смерть.
«И принял, — пишет игумен Александр, — венец неувядаемый от руки Господа, которого и желал».
Венец поистине мученический. Прежде чем умертвить князя ударом ножа, убийцы, среди которых были люди Юрия Даниловича и не забывшего своего поражения Кавдыгая, долго били его и топтали. Было это в 1318 году.
Прославление князя Михаила Тверского

Обнаженное тело князя сначала бросили на поругание, но затем все же прикрыли одеждой и приставили к нему двоих стражников для охраны от диких зверей, рыскавших по степи. Ночью охранников отчего-то объял страх, и они убежали, но тем не менее звери не тронули тела. Напротив, люди видели, как «два облака светлых всю ночь осеняли тело блаженного, расступаясь и снова соединяясь вместе, и сияя как солнце». Наутро между людьми (в том числе и между иноверцами) прошла молва: «Князь Михаил — святой, невинно убитый». В связи с этим приспешники Юрия Даниловича сочли за лучшее как можно скорее отвезти останки св. Михаила в Москву и похоронить там в церкви Спаса на Бору.
Тверичи узнали о судьбе, постигшей князя, лишь в 1319 году и сразу же принялись хлопотать, чтобы мощи его (а тело его, тело мученика, уже воспринималось ими как мощи) перенесли в Тверь. Юрий Данилович внял их просьбе, и 6 сентября 1320 года Михаила Ярославича Тверского погребли в построенном им Спасо-Преображенском соборе.
Местное почитание его как святого сложилось сразу же после этого события, а для общерусского почитания князя прославили в 1549 году, когда вражда Москвы и Твери сделалась достоянием давней и в силу давности уже «необидной» истории.
Михаил Ярославич Тверской заслуженная личность России.