Крейсер «Жемчуг»

Крейсер «Жемчуг» был заложен на Невском заводе 1 июня 1902 года, на воду его спустили через год и два месяца, а еще через год корабль совершил первый самостоятельный переход в Кронштадт и вскоре пополнил ряды Второй Тихоокеанской эскадры. Провожая крейсер «Жемчуг» в первое плавание, император Николай II пожелал команде и крейсеру «счастливого пути и благополучного возвращения».

В Цусимском сражении команда крейсера понесла потери, тогда погиб лейтенант Врангель, а сам корабль получил многочисленные повреждения. После этого его отправили на ремонт в Манилу, где он был интернирован; по завершении русско-японской войны «Жемчуг» перевели в Сибирскую флотилию. Во время революционных событий 1905 года во Владивостоке команда присоединилась к восстанию и участвовала в уличных боях. Мятеж быстро подавили, всех моряков списали на берег, многих из них отдали под суд. Следующие годы в жизни крейсера «Жемчуг» были достаточно тихими — короткие плавания в Корею, Китая и Японию, «работа» мишенью при подготовке подводников...

Перед началом Первой мировой войны «Жемчуг», перенесший капитальный ремонт, по сути стал флагманским кораблем флотилии.
В 1914 году крейсер дежурил около побережья неспокойного Китая, охраняя российских подданных и докладывая об обстановке в охваченной беспорядками стране. А когда началась Мировая война, «Жемчуг» вместе с другим крейсером — «Аскольдом» — поступил в распоряжение флота союзников и служил конвойным кораблем. Так он оказался в Пенанге, где возникла необходимость в ремонте. Проводя ремонтные работы, не предусмотрительно сняли почти все котлы, а командир корабля барон И. А. Черкасов, к которому приехала жена, сошел на берег...
Буквально на следующее утро в гавань беспрепятственно вошел немецкий крейсер «Эмден». Внешне он был похож на один из британских крейсеров, да и флаг моряки дозорного катера приняли за английский, поэтому никто не предупредил «Жемчуг» о появлении противника. Когда немцы открыли шквальный огонь по русскому кораблю, на нем началась паника. Пока матросы приходили в себя, «Жемчуг» получил серьезные повреждения — в частности, вышли из строя элеваторы снарядов... Бой длился недолго, несколько десятков русских моряков погибли, более ста были ранены.
Военно-морской суд ответственность за трагедию возложил на командира «Жемчуга» капитана 2-го ранга Ивана Черкасова и старшего офицера Николая Кулибина. Их лишили орденов, дворянства, разжаловали в матросы и отправили на фронт. Известно, что матрос Черкасов отличился в боях и был восстановлен в своем прежнем чине. Впрочем, как и матрос Кулибин. Что же касается крейсера «Жемчуг», то его частично подняли в 1920-х годах, а русские казаки-эмигранты в конце 1930-х годов привели в порядок могилы моряков, установили крест и памятную табличку.