Кругобайкальская железная дорога строительство
Великий Сибирский путь начали строить в 1891 году. Первые поезда через станцию Обь, рядом с которой вскоре вырос Новониколаевск, пошли в конце 1894 года. Но за самые трудные участки Транссиба пока не брались, предполагая одолеть их в конце работ. Одним из таких участков была Кругобайкальская железная дорога.
Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) - это ветка, огибающая озеро Байкал, от одноименной станции до станции Мысовая. Дорога планировалась как часть грандиозной стройки - Транссиба, она должна была пройти вдоль береговой линии озера. Это, с одной стороны, обеспечило ей невероятную живописность, с другой - задало немало сложных задач инженерам: как гарантировать техническую надежность всей этой красоте! Берег Байкала - это практически сплошной обрыв!
Строительство Кругобайкальской железной дороги
Вообще говоря, Кругобайкальской железной дорогой изначально назывался отрезок Транссиба от Иркутска до Мысовой (нынешний город Бабушкин в Бурятии), однако с течением времени это название закрепилось за 90-километровым участком от станции Байкал до станции Култук (близ Слюдянки). Если мы взглянем на карту, то увидим, что при такой прокладке пути дорога делает резкий зигзаг, идя сначала берегом Ангары до станции Байкал, а потом берегом «славного моря» — до Слюдянки. Объясняется принятое решение весьма просто — тянуть дорогу напрямую от Иркутска до Слюдянки через горы оказывалось делом гораздо более долгим и дорогостоящим, нежели вывести ее в обход через озеро Байкал.
Впрочем, и выполнение этой задачи отзывалось настоящим подвигом — в подобных условиях никто и никогда еще железные дороги не строил: не случайно до революции «приозерный» участок Кругобайкальской называли «золотой пряжкой», соединившей тогдашний «разрыв» Транссиба (до пуска в эксплуатацию этого отрезка поезда перевозили от станции Байкал до Мысовой водой, посредством парома).
Строительство КБЖД началось в 1896 году и сразу же затребовало астрономических денег - миллионов «тех», дореволюционных рублей. Экономили, используя труд каторжников (да, это не советское ноу-хау, такой труд активно использовался и на дореволюционных «стройках века»).
При строительстве КБЖД приходилось буквально прогрызаться сквозь камень. Каждый километр давался титаническими усилиями: на него уходил вагон взрывчатки (крушить твердую породу) и по нескольку сотен вагонов земли (для устройства насыпей)! Закончить дорогу планировали в 1905 году, но в связи с началом Русско-японской войны ускорились - и успели к осени 1904-го, когда началось рабочее движение. Через год оно стало постоянным.
Масштабы строительства дороги
Чтобы понять масштабы почти нечеловеческого усилия, благодаря которому появилась железнодорожная ветка, идущая вдоль Байкала, достаточно привести лишь некоторые цифры: в ходе работ воздвигли 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей общей протяженностью около 9-ти километров (самый протяженный — 807 м), 14 километров подпорных стенок, 47 каменных и 3 железных галереи. И все это — за два года и три месяца: уже в сентябре 1904 года здесь пошли поезда.
Немного истории КБЖД
В 1905-1949 годах Кругобайкальская железная дорога была частью основного хода Транссиба. А вскоре после Великой Отечественной войны ее рекомендовали перенести. Ветка Иркутск - Слюдянка пошла напрямую через Охтинское плато. КБЖД стала тупиковой и быстро пришла в упадок.
Кругобайкальская железная дорога сегодня имеет статус архитектурно-ландшафтного заповедника.
После строительства в 1950-х годах Иркутской ГЭС (железнодорожный путь вдоль Ангары при этом был затоплен) и прямой «железки» через горы от Иркутска до Слюдянки, Кругобайкальская железная дорога превратилась в тупиковую ветку.
Сейчас Кругобайкальская - это всего 89 километров рельсов от Слюдянки до станции Байкал. Зато теперь этот отрезок - уникальное сочетание человеческого труда и природных красот - стал популярной исторической достопримечательностью России и признанным памятником инженерного искусства!
Ныне КБЖД практически не используется, приобретя мемориальное значение — еще в 1982 году ей присвоили статус архитектурно-ландшафтного заповедника.
Объектами культурного наследия чаще всего становятся памятники архитектуры: храмы, усадьбы, застройка старинных городов. Кто-то добавит, что в список входят и места важнейших исторических событий (например, крупных битв) с мемориалами. А кто-то вспомнит о памятниках инженерной мысли: мостах, выдающихся фабриках... Объектом культурного наследия может стать... целая железная дорога - Кругобайкальская железная дорога!