Михаил Труханов

Михаил Труханов

Михаил Труханов - видный подвижник XX столетия, духовник и богослов протоиерей, человек, который прошёл советские тюрьмы и лагеря и остался христианином. Он выжил чтобы служить людям.


Михаил Труханов родился 14 сентября 1916 года в селе Большая Тарасовка Клинцевского района (ныне Саратовской области) в семье священника Василия Труханова. Прадед отца Михаила занимался строительством храмов. Отец закончил Киевскую духовную семинарию и получил благословение на брак с Акилиной Ивановной Бондарчук, пробывшей восемь лет на послушании в монастыре. У них родилось двенадцать детей, но десять из них умерли в младенческом возрасте. Выжили лишь двое - десятый Иоанн и одиннадцатый Михаил. С детства братья прислуживали в храме.

В Средней Азии

После большевистской революции из-за голода и гонений семья Трухановых была вынуждена переезжать с места на место по Поволжью. Отцу-священнику, лишенному избирательных прав, продуктовые карточки не выдавались, не выдавались они и членам его семьи. Когда в 1923 году на Самарщине начался голод, семья переехала в Ташкентскую епархию. Школы там не было, и отец сам занимался с детьми арифметикой и грамматикой. Через шесть лет семье пришлось снова, и на этот раз срочно, уехать из-за возможного ареста отца. В школе на новом месте детей «лишенцев» не принимали, но в ноябре 1929 года Михаилу все же удалось поступить сразу в 8-й класс. На первых порах он испытывал издевательства как «сын попа». Немало насмешек ему пришлось претерпеть не только за свое происхождение, но и за неказистый внешний вид и ветхую одежду. Но учился будущий священник очень хорошо, и скоро, благодаря его большим способностям, одноклассники и учителя стали уважительно называть его «профессором».

Закончив восьмилетку, Михаил в 14 лет уехал в Ташкент. Отец благословил его Евангелием, сказав: «Читай, размышляй и исполняй, тогда Господь будет с тобою и тогда у тебя будет все, что Ему угодно, а мы - бедны, и, кроме хлеба и трех рублей денег, не можем ничего тебе дать».

Окончив курсы чертежников-картографов, Михаил поступил фотометристом в трест геодезии, астрономии и картографии. В 1934-1937 годах побывал в четырех комплексных экспедициях. В воскресные и праздничные дни в соборе прислуживал Ташкентскому владыке, подносил облачения и стоял с посохом за богослужениями. И тогда ему приходилось вести суровый образ жизни: питался он только один раз в день в столовой и снимал жилье, принимая условия хозяйки не пользоваться керосинкой. Он вспоминал, что от юношеских соблазнов его ограждал страх грешить и быть наказанным за грех, а также неказистая внешность.

В Москве

В 1937 году Михаил, сдав экстерном экзамены за десятилетку, подал документы на поступление в Московский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии. По дороге в Москву он заехал домой и в последний раз встретился с отцом, который в тот же день уехал в Алма-Ату, где был вскоре арестован, а затем погиб в лагере на Колыме.

Столица поразила Михаила большим количеством храмов. Став студентом аэрофотосъемочного факультета, Михаил постоянно посещал богослужения. Он любил бывать в Воскресенском храме в Сокольниках и молиться о даровании ему мудрости, чтобы преуспевать в науках. Получив на первом экзамене двойку, он отправился в храм и, с обетом стать изгнанником в Сибири, молился, прося Господа дозволения прожить в Москве хотя бы три-четыре года. Три года и семь месяцев жил молодой человек в Москве, пока его не арестовали.

26 февраля 1941 года, ночью, в студенческом общежитии начался обыск, который длился до 11 часов утра: все тщательно проверялось. У Михаила было найдено давнишнее прошение о благословении на монашеский постриг. Его арестовали и во время следствия содержали в Бутырской тюрьме по обвинению в «организации кружка по изучению Библии». В камере Бутырской тюрьмы он решил соблюдать пред-пасхальнмй пост, который приняли за политическую голодовку. Сокамерники считали недоразумением его арест и верили в его скорое освобождение.

5 июня 1941 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило Михаила по печально знаменитой 58-й статье к восьми годам исправительно-трудовых лагерей за антисоветскую агитацию, организацию и руководство нелегальной группой церковников «Московское Богословское Христианское общество», вербовку новых лиц и нелегальные сборища. Виновным себя Михаил Труханов «признал частично». Придя в камеру в радостном настроении, он читал про себя слова псалма «Хвали, душе моя, Господа» и молился, чтобы Всевышний удостоил его и в заключении проповедовать Евангелие Христово тем, кто его не слышал, и приводить к христианской жизни тех, кто до сих пор ею не живет. 26 июня 1941 года Михаил был вывезен этапом в Унжлаг и распределен там на лесоповал.

В заключении

В Унжлаге, находившемся в Горьковской области, Михаил был зачислен в лесоповальную бригаду строгого режима. Изнемогая от непосильной работы, он никогда не мог выполнить дневной нормы, не получал положенной нормы хлеба и сдавал физически. В декабре 1941 года Михаил заболел дистрофией и авитаминозом. Вскоре он уже не мог выходить на работу из-за начавшейся болезни сердца, сопровождавшейся отечностью конечностей и водянкой, вскоре к этому добавилась пеллагра - тяжелое заболевание пищеварительной системы, от которого умирали многие заключенные в те годы.

Во время болезни произошла потеря памяти: Михаил забыл почти все, но сохранил потребность молитвы. А поскольку молитвы он не помнил, то к Богу обращаться стал своими словами. Силу молитвы Михаил знал с детства. Когда смертельно больной отец попросил его, девятилетнего, встать перед образом Спасителя и помолиться о его исцелении, произошло чудо - через день отец встал здоровым. В Туркестане, когда дома не осталось никакой еды, он, по совету матери, стал читать акафист святителю Николаю, и неожиданно ему предложили хорошо оплачиваемую, посильную работу. И теперь, в лагере, Михаила спасла молитва «Боже, будь со мной»: он получил освобождение от выхода на работу по недостаточности сердечной деятельности. Но в середине января 1942 года начальник лагеря запретил освобождать заключенных от работ, которых набралось уже к тому времени около 80 человек.

За неспособность выйти на работы Михаил был отправлен в штрафной изолятор. 18 января 1942 года после проверки изолятора оперуполномоченным он был отправлен на центральный лагпункт, где его определили в «слабосильную» команду могильщиков. Когда Михаил дошел уже до полного истощения, благодаря помощи лагерного бухгалтера, его положили в больницу. По выздоровлении он был отправлен в другой лагпункт преподавателем элементарной топографии.

Летом 1946 года его снова отправили на лесоповальный штрафной лагпункт. Поводом к этому послужили неоднократные отказы Михаила от сотрудничества с органами. В штрафном лагере, приняв во внимание его преподавательский опыт и большие знания, начальство поручило ему заниматься рационализаторской деятельностью и внедрением новых технологических методов. Михаил разработал и внедрил на лесоповале рационализаторское предложение по переустройству вагонетки для распиловки на ней бревен, за что получил премию в 50 рублей.

Летом 1947 года, пройдя обследование в тубдиспансере, он был отправлен в исправительно-трудовой лагерь на Дальний Восток через пересыльную тюрьму города Кирова. Михаил провел год в исправительно-трудовом лагере на окраине Хабаровска. Свой восьмилетний срок он завершил в пересылочном лагере бухты Ванино. В феврале 1949 года Михаил Труханов был освобожден, но оставлен в Ванино до особого распоряжения.

Новый арест

В марте 1951 года Михаила переводят на бессрочное поселение в Красноярский край. Здесь будущий священник провел два года. В 1953 году, через 12 дней после смерти Сталина, он был снова арестован и доставлен в Красноярск, где получил новый срок, теперь на 10 лет, обвиненный все в той же антисоветской агитации.

До марта 1956 года он находился в Омском лагере, и здесь, неожиданно для себя, Михаил начал работать врачом - кардиологом, рентгенологом, заведующим эпидемиологической лабораторией. Так сбылось желание его отца, который всегда говорил, что предназначение сына - исцелять людей. Впоследствии Михаил удивлял своих коллег-врачей знанием трудных вопросов медицины и невежеством в вопросах легких - сказывалось отсутствие систематических знаний в области медицины.

11 мая 1956 года начала работать Комиссия Верховного Совета по пересмотру дел политических заключенных. Вызвали и Михаила Труханова. После получасового перекрестного допроса его удалили из комнаты на время совещания. Ожидая своей участи, Михаил слышал, как представитель лагерной администрации говорил членам Комиссии:

- Вот от вас вышел заключенный, а я у него десять дней тому назад изъял при обыске антисоветскую книгу на иностранном языке, на латыни, которую он называет Евангелием. Примите это во внимание, когда будете выносить свое решение об этом заключенном.
- Напрасно вы изъяли у зека Евангелие. Это минус вашей культуре. Евангелие написано около двух тысяч лет назад, и, понятно, в нем не могло быть никакой антисоветчины. Вам следует возвратить ему Евангелие, - ответил один из членов комиссии.

Через десять минут Михаила позвали обратно и объявили о полной реабилитации.

На воле

Незадолго до первого ареста Михаил познакомился с прихожанкой московского Богоявленского собора Верой Александровной Леонидовой. Она была москвичкой, работала чертежницей на закрытом заводе. На первой же встрече Михаил неожиданно сказал, что его будущее - в лагерях. Вера Александровна навещала Михаила в лагерях и ссылке, передавала ему Святые Дары и поддерживала все 15 лет заключения. Она говорила, что все эти годы знала только работу и храм. С закрытого завода ее уволили за переписку с заключенным, и она работала на дому.

После досрочного освобождения в марте 1956 года Михаил приехал в Москву и вступил в брак с Верой Александровной. Вскоре он восстановился в Институте геодезии и картографии и закончил его. Особое событие произошло в жизни Михаила 9 марта 1958 года - в Чернигове он рукополагается в священный сан преосвященнейшим Андреем, епископом Черниговским и Нежинским.

С октября 1963 года отец Михаил, сдав экстерном экзамены за семинарию, в течение четырех лет обучался в Московской духовной академии. Закончив ее блестяще в 1967 году, он получил степень кандидата богословия. За это время он был награжден наперсным крестом и возведен в протоиереи.

Время начала священнического служения отца Михаила выпало на период новых гонений на Церковь, инициированных в эпоху Н. С. Хрущева. За ревностное служение священнику не разрешали подолгу оставаться на одном месте, но он не мог не говорить людям о Боге. Служил отец Михаил в различных храмах Московской епархии и приобрел много духовных чад. Последним местом его служения перед выходом за штат в 1979 году был храм святителя Николая в Пушкине.

Последние годы

В 1990-е началось открытое старческое окормление отцом Михаилом множества верующих людей разных возрастов, званий и положения. В 1993-2000 годах были опубликованы его богословские работы. В тот период они оказали существенное влияние на складывание глубокого православного мировоззрения многих людей, только начинавших путь в Церкви.

С начала 2000 года отец Михаил стал тяжело болеть, но продолжал принимать людей, молиться и помогать в самых затруднительных обстоятельствах, иногда даже предпринимая дальние поездки к своим духовным чадам. Последние годы отец Михаил жил в Белоруссии, недалеко от деревни Касынь в Свято-Духовом скиту под Минском.

Скончался отец Михаил Труханов 16 марта 2006 года. Первую панихиду по усопшему совершил близко знавший его митрополит Минский Филарет. Похороны священника состоялись 20 марта на Ваганьковском кладбище Москвы.

Выдающиеся личности России.


Саша Митрахович 20.06.2018 07:36
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча