Митрополит Иона 1448

Митрополит Иона 1448

Святитель Иона - первый глава независимой Русской Церкви, избранный собором епископов на митрополичью кафедру в 1448 году. О жизни митрополита Ионы написано достаточно, однако многие факты его судьбы до сих пор неизвестны или являются спорными.


Сведения о жизни святителя Ионы до рукоположения в епископы в основном содержатся в его Житии, составленном перед канонизацией 1547 года по указанию тогдашнего главы Церкви митрополита Московского и всея Руси святителя Макария. Со второй половины XIX столетия историки обычно выделяют три редакции (основных вида) Жития, помимо которых существуют еще и особые житийные варианты.

Сын вотчинника

Согласно Житию, Иона происходил из семьи землевладельца Федора Одноуша, вотчина которого располагалась в галичских землях. Точное время рождения святителя Ионы неизвестно. Предположительно, это событие произошло в конце 80-х — начале 90-х годов XIV века. Не много можно сказать и о детских годах святителя. В Житии содержится довольно этикетное для агиографии указание на его раннее — «от юности» — стремление к служению Христу.

Иноческий постриг святитель принял «во едином отъ монастырей въ Галичьской земьли», откуда через непродолжительное время перебрался в Москву «во обитель Пречистыя Богородицы на Симаново». Здесь он трудился в пекарне. Согласно Житию, святитель постригся в двенадцатилетнем возрасте, но и это указание вполне может отражать общее место, характерное для житий русских подвижников. Интересно включенное в состав Жития предсказание митрополита Киевского и всея Руси Фотия о том, что монах Иона «будет велик святитель во странах земли Рускиа».

В годы пребывания Ионы в Симоновом монастыре там произошел раскол братии на сторонников общежительных и келлиотских принципов иноческой жизни. Иона, который тогда «бяше млад», как об этом свидетельствует преподобный Иосиф Волоцкий, занял сторону приверженцев общежительного устава.

Из Симонова монастыря Иона рукополагается в сан епископа Рязанского и Муромского, однако дата хиротонии неизвестна. Духовная грамота святителя Ионы указывает, что он был поставлен во владыки от митрополита «господина и отца кир Фотия», а это значит между 22 апреля 1410-го и 2 июля 1431 года. Согласно русской канонической практике начала XV века, архиерейская хиротония могла совершиться только над человеком, достигшем возраста сорока лет.

По мнению ряда исследователей, какое-то время после вступления на престол великого князя Московского Василия Темного (февраль 1425 года) Иона еще находился в Симоновом монастыре. Из ряда документов известно о некоем Ионе, архимандрите Симонова монастыря в первой половине XV века, а в Супрасльской летописи под 1426 годом упоминается о посылке митрополитом Фотием в Тверь архимандрита Ионы из Москвы, причем из какого монастыря, не указано. Вопрос в том, относятся ли данные сведения к будущему митрополиту. Если это так, то рукоположение Ионы имело место уже в последние годы жизни митрополита Фотия, после 1426 года.

Примечательно, что ближайший предшественник святителя Ионы на кафедре епископов Рязанских и Муромских владыка Сергий Азаков также являлся выходцем из Симонова монастыря. Эта обитель была одним из нескольких основных духовных центров Руси, наиболее часто поставлявших кандидатов для замещения высших постов в русской церковной иерархии.

Епископ и Местоблюститель

В годы епископского служения на кафедре Рязанской и Муромской Иона деятельно занимался миссионерством и «многи неверныя к Богу обрати». В 1430 году он присутствовал в Вильно на съезде, созванном литовским правителем Витовтом, в качестве посланника великого князя Рязанского Ивана Федоровича, который с 1427 года признавал себя «служилым князем» Витовта и обещал ему «служити безъхитростно».

После смерти митрополита Фотия Иона избирается местоблюстителем престола митрополитов Киевских и всея Руси. Дата его наречения неизвестна. Согласно наиболее аргументированной точке зрения, это событие произошло во второй половине 1432 года. По крайней мере уже 11 марта 1433 года датируется грамота епископа Ионы, «нареченного в святейшую митрополью Рускую», посланная в Нижегородский Печерский монастырь.

О деятельности Ионы как «нареченного» на митрополию свидетельствует и грамота И. В. Минина на село Аксиньинское в Звенигородском уезде, в которой Иона также назван «нареченным». Сюда же следует добавить официальное представление Ионе в августе 1433 года завещания князя Василия Васильевича Галицкого, владения которого не имели никакого отношения к Рязанской епископии, зато располагались в пределах митрополичьей области; очевидно, что завещание предъявлялось Ионе для его заверения именно как местоблюстителю митрополичьего престола.

Через какое-то время после наречения Иона отправился в Константинополь, чтобы получить рукоположение в митрополиты всея Руси от патриарха. В исследовательской литературе выдвигались разные предположения о времени этой поездки. Высказывалась даже гипотеза, что святитель ездил в Византию дважды: первый раз сразу после наречения, второй — в конце 1435-го или начале 1436 года. Если митрополит Герасим, сожженный в Литве в 1435 году, действительно являлся митрополитом «всея Руси», а не только возглавлял западно-русские епархии, то поездка святителя Ионы именно после его убийства представляется наиболее допустимой. Но добиться рукоположения ему не удалось.

О деятельности святителя Ионы между поездкой в Константинополь и 1446 годом источники сообщают только то, что он присутствовал на архиерейском соборе Русской Церкви 1441 года, который осудил митрополита Исидора за принятие Флорентийской унии, заключенной Константинопольским патриархатом и Римско-католической церковью. Причем Иона упоминается на нем не в качестве местоблюстителя престола, а только как епископ Рязанский, стоящий на третьем месте в перечне архиереев-участников собора.

Это обстоятельство, а также кажущаяся противоречивость сведений, которые содержатся в некоторых источниках, освещающих события 1430-х годов, дали основание ряду исследователей считать, что наречения Ионы в 30-е годы XV века не было вовсе, и сама фигура епископа Рязанского в качестве кандидата в митрополиты появилась лишь во второй половине 1440-х. Однако в настоящее время такая точка зрения может считаться полностью опровергнутой.

В 1446 году галичский князь Дмитрий Шемяка, занявший московский великокняжеский престол, обратился к святителю Ионе с предложением привезти из Мурома, который входил в состав Рязанской епархии, детей плененного Василия Темного. По сведениям одних источников, Дмитрий Шемяка обещал Ионе митрополию, по сведениям других — святитель уже тогда находился «на митрополиче дворе на Москве». Святитель Иона в сопровождении епископа Коломенского Варлаама отправился в Муром, где уговорил верных Василию Темному бояр передать ему «на епитрахиль» великокняжеских детей. По приказанию Дмитрия Шемяки, дети были отправлены к отцу, находившемуся в заточении в Угличе. Святитель сопровождал их туда, затем вернулся в Москву и «сел» на митрополичьем дворе.

Согласно официальному московскому летописанию, а также тверскому памятнику «Слово похвальное инока Фомы», Дмитрий Шемяка обещал не причинять зла детям и дать им с отцом вотчину, но нарушил крестоцелование. За это он удостоился порицания святителя Ионы, которое сыграло определяющую роль в решении Дмитрия Шемяки выпустить Василия Темного из заточения и передать ему во владение Вологду.

Святитель Иона был одним из владык, участвовавших в архиерейском соборе и направивших Дмитрию Шемяке послание с призывом покориться Василию Темному 29 декабря 1447 года. В послании, во-первых, обличаются действия Шемяки (за ослепление Василия II он сравнивается с Каином и со Святополком), а во-вторых, епископы угрожали Шемяке отлучением, если он не откажется от враждебных действий против великого князя.

15 декабря 1448 года святитель Иона по инициативе Василия Темного, но без санкции Константинополя, был рукоположен в Москве собором русских епископов и духовенства в митрополиты Киевские и всея Руси. Важнейшим основанием для этого была необходимость прекращения «вдовства» митрополичьей кафедры, пагубно отражавшаяся на состоянии Церкви и политических делах, при нежелании принимать хиротонию от патриарха, который придерживался Флорентийской унии.

В одном из посланий святитель Иона писал, что «не х кому было посылать: царь не таков, и ни патриарх не таков, иномудръствующу, к латином приближающуся». Кроме того, приводя доводы, обосновывающие законность собственного поставления в митрополиты архиерейским собором, святитель Иона указывал на данное ему еще во время визита в Константинополь патриаршее «благословение», а также на то, что его избрание состоялось «по думе» великого князя, «не хотением нашего смирения, но волею великого самодръжъства».

Более подробно доводы раскрывались святителем в грамоте князю Киевскому Александру (Олельку) Владимировичу, где, в частности, он указывал, что случаи самостоятельного рукоположения митрополитов на Руси бывали и раньше, причем из-за «русских господарей со цареградскими цари негладости ради». Некоторые из приведенных доводов содержатся также в духовной грамоте святителя Ионы.

С избранием святителя Ионы в митрополиты Русская Церковь оказалась в положении фактической автокефалии.

Ставший святым

Почитание святителя Ионы, ушедшего из жизни 31 марта 1461 года, развивалось стремительно. Уже 29 мая 1472-го во время строительных работ по возведению нового Успенского собора Московского Кремля состоялось обретение его нетленных мощей, сопровождавшееся благоуханием.

Вскоре от них произошло два чуда исцеления: шестилетнего сына священника и некоего Селивача Рязанца, имевшего «внутри болячку». Мощи святителя были положены в раку и помещены «близ северных врат церковных» строящегося собора, а великая княгиня Мария Ярославна заказала известнейшему книжнику эпохи Пахомию Сербу канон на обретение мощей.

В Московском великокняжеском своде конца XV века избавление Руси от нашествия хана Ахмата летом того же 1472 года было осмыслено и как заступничество Ионы, названного среди «святых чюдотворцев русскых, пресвященных митрополит». 15 августа 1473 года зафиксировано третье чудо от мощей святителя — исцеление 18-летнего отрока из Переславля Рязанского.

Запись чудес Ионы, вероятно, специально велась при митрополичьей кафедре. Преподобный Иосиф Волоцкий высоко ценил Иону. На соборе 1547 года святитель Иона был канонизирован, причем стал одним из четырех угодников, причисленных клику святых как «великие чудотворцы». Специально под канонизацию было написано его Житие.

Память святителя совершается 31 марта, 27 мая (перенесение мощей), 15 июня, 5 октября (память святителей Московских).

Святые Русской Церкви.


Саша Митрахович 22.05.2018 07:38
Загрузка...

Читать предыдущую статью

Святитель Иона Московский

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча