Митрополит Мануил Лемешевский

Митрополит Мануил Лемешевский - знаменитый историк Церкви. Он был хиротонисан во епископа Чкаловского (Оренбург носил имя прославленного советского летчика с 1938 по 1957 год) в феврале 1945 года и обрел кафедру в недавно открытом Никольском храме.
Личность митрополита Мануила (Лемешев-ского) все больше и больше привлекает внимание исследователей. Роль его в истории Русской Православной Церкви XX века до конца еще не выяснена. Многие факты биографии остаются темными, а иногда излагаются и комментируются без глубокого изучения.
Вехи жизненного пути
Предки владыки Мануила принадлежали к потомственным дворянам и были людьми очень набожными. Вероятно, тяга к духовной стороне бытия передалась от них будущему иерарху Русской Церкви. При этом следует учитывать специфику эпохи — XX век, особенно в рядах интеллигенции, начинался кризисом традиционной религиозности. Верующая молодежь, да и не только она, зачастую пускалась в богоискательство, уводившее некоторых далеко от канонического христианства. Иной Непосредственное знакомство будущего митрополита с Азией началось еще в 1912 году. В сане иеродиакона он прибыл в Семипалатинск, где нес послушание в Киргизской духовной миссии, которая занималась христианским просвещением местных народов, в первую очередь казахов. Здесь молодой иеродиакон стал священником, будучи рукоположен во иеромонаха.
Спустя одиннадцать лет, в 1923 году, отец Мануил был возведен в сан епископа, с этой точки берет начало его более чем сорокалетнее архипастырское служение. Святитель Тихон (Беллавин) при вручении епископу Мануилу архипастырского жезла произнес: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения». Эти слова оказались пророческими.
Тяжкий крест исповедничества лег на плечи отца Мануила еще до архиерейской хиротонии, когда в течение нескольких месяцев он находился под арестом. Затем заключения и ссылки повторялись в его жизни еще несколько раз. Полностью лишенным свободы или частично ограниченным в праве выбора места жительства он провел в общей сложности более двадцати лет.
На Чкаловской кафедре
Заняв Оренбургскую (тогда Чкаловскую) кафедру, епископ Мануил совершил настоящий подвиг, сумев «оживить» некоторое количество ранее закрытых богоборцами храмов. Историк В. М. Шубкин подчеркивает, что до 1948 года церкви хотя и с трудом, но открывались. К окончанию управления владыкой Мануилом епархией, во второй половине 1948 года, здесь насчитывалось 24 юридически зарегистрированных храма и молитвенных дома. В последующие годы, до 1959-го, когда Хрущев «благословил» новый антиправославный поход, количество действующих храмов и молитвенных домов в Оренбургской епархии оставалось практически неизменным.
Именно в Чкалове-Оренбурге началась работа владыки Мануила над главным трудом его жизни — биографическим каталогом «Русские православные иерархи», посвященным епископату. Основной упор им был сделан на жизнеописаниях владык последних пятидесяти лет, с 1897 по 1947 год. Биографы самого митрополита Мануила свидетельствуют, что знание богословской литературы в сочетании с великолепной памятью помогали ему в исторических изысканиях во всех областях церковной истории: «В его келье стояли ящички с многотысячными карточками, содержащими сведения по церковной истории, агиологии, житиям подвижников благочестия. Они как бы манили его и звали к себе. Помощники в научных трудах разбирали и систематизировали исторический материал, а владыка вносил коррективы и в целом руководил работой. Вчерне эта работа была закончена к концу 1947 года и представлена в Московскую духовную академию и в Священный Синод. Профессор Са-винский высказал автору пожелание, чтобы работа была дополнена списками литературных трудов архиереев и подана в Совет академии в качестве научного труда. Это дало повод владыке углубить свои исследования». Здесь же, в Чкалове, он составил важные для Оренбуржья «Патерик Оренбургский» и «Патерик Бузулук-ский». Подвижнические труды были прерваны 4 сентября 1948 года внезапным арестом по обвинению в «завуалированной контрреволюции» и «возбуждении религиозного фанатизма», завершившимся семилетним заключением в лагерях.
Оренбургский период в жизни владыки Мануила ознаменовался его встречей с одним из наиболее видных деятелей русского православия второй половины XX века митрополитом Иоанном (Снычевым). В Чкалове, под духовным руководством оренбургского архипастыря, будущий митрополит Иоанн прошел путь от мирянина-келейника до иеромонаха. Впоследствии, после освобождения своего учителя, отец Иоанн (Снычев) в течение нескольких лет являлся его секретарем и помощником в научной работе.
Следует отметить старания владыки Мануила по восстановлению почитания главной святыни Оренбуржья — Табынской иконы Божией Матери. Он приложил много сил для отыскания первообраза, однако, увы, все его поиски оказались напрасными — местонахождение чудотворной иконы до сих пор не известно.
После смерти
Исповедническая жизнь митрополита Мануила (Аемешевского), завершившаяся в 1968 году в Куйбышеве, свидетельства о посмертных чудесах, заслуги в деле духовного строительства, высокий авторитет как церковного ученого поставили вопрос о его прославлении. Синодальная комиссия по церковной канонизации рассмотрела комплекс материалов и... посчитала невозможным причисление владыки к лику святых. Причиной тому — обнаруженные документы, свидетельствующие о его сотрудничестве с карательными органами СССР.