Никольский монастырь Гороховец история

Троице-Никольский монастырь отстроился в камне сравнительно быстро. Уже в начале XVIII века он сиял своими храмами с вершины горы. Впоследствии ему пришлось пережить всякое: и упадок, и закрытие в послереволюционные годы. Но, к счастью, разрушения обители удалось избежать.
Екатерининские реформы коснулись и Троице-Никольской обители. Ее не упразднили, но оставили менее десяти монахов с самым скромным содержанием. Оставшиеся на Пужаловой горе иноки хотя и роптали, надо думать, помалу на суровость матушки императрицы, но рук не опускали и по мере сил пытались поддерживать в должном состоянии храмы и иные постройки.
При Александре I, с симпатией относившийся к монашеству и нередко жертвовавший обителям деньги, жизнь в Никольском монастыре потекла размеренно и в целом благополучно. Взгляду богомольцев, благоговейно входивших в ворота обители, представлялась картина если не изобилия и пышности, то, во всяком случае, опрятности и спокойного созидания. В свой срок зрели яблоки в саду, в свой срок монастырские здания переживали ремонты, а на кладбище обители появлялись новые могилы.
После 1917 года
Последовавшее после революции массовое наступление на храмы и монастыри не обошло стороной Гороховец. Но незадолго до того как большевики предприняли систематический натиск на Церковь, в городок приехала комиссия Наркомпроса. Итогом той поездки стало принятие на государственную охрану наиболее ценных архитектурных объектов города. Среди прочих в этот перечень попал и Троице-Никольский монастырь.
И вовремя! Уже в 1922 году обитель закрыли, а ее насельников разогнали. Статус охраняемого государством памятника защитил монастырь от разрушения. Но от нецелевого использования защитить не мог. Хотя его и передали сначала в ведение Губмузея, но затем в нем все-таки разместили детский дом, а позже — общежитие. Троицкий же собор использовался как склад кинофотодокументов.
В конце 1980-х годов стали вновь открываться монастыри. Правда, они сталкивались с огромным количеством проблем. Непросто было и братии, ведь за десятилетия советской власти традиции монашества оказались почти полностью утраченными.
В начале декабря 1993 года в Троице-Никольском монастыре Гороховца начались трудовые будни. Первое время иноки ютились в одной комнате, обогреваясь маленькой печкой. Но «глаза боятся, а руки делают». Обитель постепенно начала «приходить в себя».