Мурованковская церковь-крепость фото история или Маломожейковская церковь-крепость

Содержание:
Храм в Мурованке, построенный еще до недоброй памяти Брестской унии, относится, несомненно, к самым значительным памятникам белорусской архитектуры. К сожалению, раннюю историю этой церкви мы сегодня можем проследить с трудом: слишком крутыми были повороты ее судьбы.
Мурованковская церковь-крепость (Маломожейковская церковь-крепость), памятник архитектуры белорусской готики с элементами ренессанса (ранее известна в науке под названием Маломожейковской). Возведена как православный храм между 1516 и 1542 гг. в д. Мурованка (Щучинский р-н), вероятно, на средства князя Василия Полубенского из большемерного бороздчатого кирпича в технике готической кладки.
Освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Трехнефный 4-столпный храм зального типа содной полукруглой алтарной апсидой. Основной объем (в плане близкий к квадрату) накрыт высокой двухскатной крышей с мощными торцевыми фронтонами и фланкирован на углах 4-мя круглыми башнями, накрытым невысокими конусообразными шатрами.
Внутри травеи перекрыты звездчатыми нервюрными сводами сложного геометрического рисунка. Стены, башни и фронтон декорированы 2-мя ярусами плоских арочных ниш и поясом машикулей.
В середине 17 в. церковь значительно повреждена в период русско-польской войны, затем восстановлена, затем в 1706 г. была обстреляна шведами из пушек и находилась в плачевном состоянии до начала 19 в. Войска Карла XII, следуя через Желудок на Полтаву, по приказу короля обстреляли церковь, которая разозлила его своим необычным величественным видом. После этой истории храм пришел в запустение.
В 1817 г. отремонтирована, при этом незначительно изменен верх фронтона. Западные башни были приподняты на целую сажень, и в одной из них сделали колокольню. Еще раз капитально отремонтирована в 1871–72 гг. с существенными изменениями входной части: пристроен притвор, а западные башни надстроены на один дополнительный ярус. С небольшими изменениями фасад храма сохранился до наших дней.
В настоящее время в стадии реставрации. Историко-культурная ценность республиканского значения.
На фото Мурованковская церковь-крепость.
Мурованковская церковь-крепость основание и история храма

Немало горьких вех в истории маломожейковского храма. Стены его хранят следы шведских ядер, помнят казачьи разорения. В униатский период насильно отторгнутая от православия паства вынуждена была лицезреть здесь икону Иосафата Кунцевича, а священники — терпеть прямые издевательства от всесильных помещиков.
Маломожейковская церковь-крепость основание храма
Согласно неподтверждённым данным, деревянная церковь здесь появилась не позднее начала XVI века. И это неудивительно, ведь практически не существовало мест, где бы каменная церковь ставилась на пустом месте. Чаще всего – на месте существовавшего ранее храма.
Церковь была построена в 1524 году неподалёку от нынешней деревни Малое Можейково, почему и называется нередко Маломожейковской. Скорее всего, рядом находилась какая-то деревня, однако нынешнее название населённого пункта – Мурованка – скорее всего было связано именно с появлением первого каменного – «мураванага» - сооружения. Тем более, что, несмотря на свою основную функцию – оборонительную – каменная церковь выглядела весьма привлекательно не только изнутри, но и снаружи.
Под Речью Посполитой

Доуниатский период существования храма известен мало, не имеется никаких сведений ни о его убранстве, ни о духовенстве, служившем в нем. Несколько яснее прослеживается состояние церкви (и перемены в ней) начиная со второй половины XVII века. К этому времени она несколько раз подвергалась разорениям от казаков — особенно серьезному в 1656 году.
Большинство украшений, которые мы наблюдаем сегодня, появились после обновления этого сооружения, в 1656 году, когда во время войны Речи Посполитой с Российской империей храм был значительно повреждён. Тогда же появились и новинки в виде притвора, а башни с запада стали выше.
Позднее храм подвергался нападению войск Карла II, и долго стены его хранили видимые следы, оставленные шведскими ядрами. Отчасти сохранившиеся описания маломожейковского храма этой поры говорят о том, что внутренность его была «начинена» латинскими новшествами: здесь, к примеру, имелись иконы Игнатия Аойолы и Иосафата Кунцевича. Общее состояние его было близко к аварийному.
Можейковскими помещиками в это время были Костровицкие. Будучи католиками, они немало досаждали Богородицкой церкви, унижали униатское духовенство, стремились полностью изгнать из храма восточный обряд, не брезгая прямым насилием. В особенности усердствовал в этом отношении Казимир Костровицкий, оставивший по себе память человека крайне жестокого. Храм между тем ветшал.
В составе Российской империи и после революции
В 1804 году его, дорогой из Вильны в Гродно, осматривал Александр I. Подивившись необычному виду церкви, он приказал произвести ее ремонт. Дело затянулось на десятилетия. Только в начале 1870-х годов, уже много после воссоединения униатов с Православной Церковью, был произведен ремонт на ассигнованные правительством средства, после чего храм заново освятили.
До 1923 года маломожейковская церковь действовала как православная, затем польские власти изгнали местную общину и передали храм католикам. Костелом он оставался до 1939 года, затем пришел в запустение. После войны здесь находился зерносклад. В 1989 году церковь возвратили православным.
Мурованковская церковь-крепость внутреннее убранство

Храм разделен столпами на три нефа, из которых средний — самый широкий. Иконостас — трехъярусный, современной работы.

Маломожейковский храм, будучи построен как православный, впоследствии не раз подвергался переустройствам в соответствии с нуждами очередных «хозяев». Пан Костровицкий даже устраивал в нем орган. В советские годы церковь служила складом. Все эти перемены в ее судьбе привели к тому, что от первоначального внутреннего убранства до наших дней сохранились лишь элементы, которые не могли быть изменены. К таковым относятся прежде всего нервюрные своды.
Теперешнее убранство храма говорит прежде всего о вынужденности, однако «идеологически» оно вполне близко к тому виду, какой церковь получила в ходе ремонта, завершившегося в 1873 году.
Во внутреннем убранстве церкви сохранились и великолепные голосники – керамические сосуды, которые замуровывались в стены церкви для создания совершенной акустики, и восхитительные по своей готической природе своды. В европейской готической архитектуре такие своды называли «цветочными» или «кружевными».
И действительно, эти неимоверной красоты переплетения потолочных балок отличались редкостной красотой. И это наряду с потрясающей прочностью. Не зря же стены в таких храмах редко строились менее метра в толщину – а то и два с половиной.
Мурованковская церковь-крепость архитектура сооружения

С архитектурной точки зрения Богородицкая церковь представляет собой трехнефный четырехстолпный объем с пристроенной к нему одной алтарной апсидой (ориентированной на восход солнца) и четырьмя башнями, завершенными шатрами, по углам. Ранее все они возвышались над храмом на одну сажень, пока в 1870-е годы западные башни не надстроили, разместив в одной из них звонницу. Западные башни при этом не только выше, но и «толще» восточных — их диаметр составляет около 4,5 метров, тогда как для восточных этот показатель составляет около трех метров. Основной объем храма накрыт высокой двускатной крышей.
Сегодня стены церкви в Мурованке представляют собой сплетение орнаментов. Даже издалека можно легко различить побеленные элементы и элементы, где красный кирпич выполняет не только свою строительную, но и эстетическую функцию.
Сочетание красного кирпича и побелки, круглых башен и полукруглых двойных «обманных» арок, выпуклых и вдавленных крестов на стенах и башнях уже само по себе очень декоративно. К тому же церковь-крепость может служить настоящим аттракционом для детей: ведь так интересно угадывать, где именно «обманная» арка представляет собой просто декоративный элемент, а где в ней спрятана бойница.
Древние архитекторы предусмотрели все необходимые защитные сооружения: от толщины стен до всех требующихся уровней обороны. Имеются и бойницы для лучников – под самой крышей. Эти бойницы использовались для дальнего боя. Сперва в них заседали лучники, после – арбалетчики. Кроме того, бойницы для среднего и ближнего боя также располагались как в толще основных стен, так и башен. А некоторые из специальных военного назначения отверстий специально были предназначены для выливания горячего масла на особо невоздержанных нападающих.
Сегодня через эти бойницы можно рассматривать деревню и ближайшие дома. А ещё можно подняться на башню, в открытую колокольню и вспомнить, что такие колокольни служили, да служат и сегодня, не просто инструментом, который сообщает о церковных праздниках, но и о важных событиях в жизни населённого пункта. Ведь некогда именно с церковных колоколен сообщали и о приближающихся врагах, и о больших пожарах, и о праздниках. Все важные события «проговаривались» языком колокола на церковной башне. И о них узнавала вся округа.
Волчинковская икона Божией Матери Богородице-Рождественского храма в Мурованке

До разорений XX века главной святыней Богородице-Рождественского храма был образ Божией Матери, названный, по месту обретения, Волчинковским. Одноименный образ есть в церкви и сейчас — но это уже новая икона.
Волчинковский образ Пресвятой Богородицы имел, несмотря на бедность часовни, серебряный оклад, в минувшие века он пользовался почитанием местного населения. Изначально она находилась в часовне, когда-то приписанной к маломожейковскому храму.
Легенда обретения Волчинковской иконы Божией Матери
События, связанные с повторным обретением иконы Божией Матери, имели место после 1873 года. Рассказывают, что сруб часовни помещик (по всей видимости, католик) продал какому-то еврею на баню. Почему перед этим не был вывезен из часовни святой образ (неизвестна также судьба богослужебных сосудов, хранившихся здесь) — неясно. Возможно, владелец усадьбы как-то воспрепятствовал этому.
Так или иначе, икона Пресвятой Богородицы затерялась. Спустя некоторое время прихожанка маломожейковской церкви, много лет болевшая и молившаяся об избавлении от болезни, получила во сне обещание исцеления — если помолится Божией Матери перед Ее Волчинковской иконой. Женщина сообщила об этом священнику, и начались поиски чудотворного образа.
Первым делом обратились к помещику — видимо, тому самому, что продал часовню на баню. Обращение это не привело ни к какому результату; владелец усадьбы принял вопрошающих холодно, ответил, что иконы у него нет, а искать самим в его доме не позволил. Вскоре, однако, стало известно, что он продает на снос какое-то свое хозяйственное строение. Решили попытать счастья здесь.
Несколько прихожан маломожейковского храма, назвавшись покупщиками, пришли якобы прицениться к продаваемому амбару и здесь, в дальнем углу, в грязи и паутине, нашли икону Божией Матери. Ее немедленно забрали (помещик, утверждавший, что иконы у него нет, протестовать, разумеется, не мог), очистили и поместили в храме, воздав должные почести. Прихожанка, получившая во сне указание искать образ Пресвятой Богородицы, по молитве перед ним получила исцеление. С этого времени на протяжении нескольких десятилетий икона являлась наиболее почитаемой во всей округе святыней.
Пропажа
Что стало с Волчинковской иконой после распада Российской империи — неизвестно. В современных белорусских средствах массовой информации автору приходилось встречать утверждение, что она пропала будто бы во время кампании по изъятию церковных ценностей. Однако по Рижскому мирному договору (1921) вся Гродненщина отошла к Польше и в состав Белорусской ССР была включена только в 1939 году. Поэтому подпасть под упомянутую выше кампанию, развернутую в Советской России в 1922 году, маломожейковский храм никак не мог.
В 1920-е годы большевики сумели бы как-то распорядиться судьбой Волчинковского образа лишь в одном случае: если б он в годы Первой мировой войны оказался вывезен в какой-то из тыловых русских городов. Некоторые святыни действительно эвакуировали из западных губерний ввиду наступления немцев, и впоследствии их ждал ничуть не лучший плен — большевистский.
Так, в 1915 году архиепископ Тихон (Беллавин), будущий Патриарх, увез из Вильны в Москву мощи Виленских мучеников. В 1920 году соввласть организовала показательный «процесс виленских угодников», и суд постановил: «Так называемые мощи виленских угодников, а в действительности мумифицированные трупы, передать в музей древности». Только в 1946 году мощи, по ходатайству Патриарха Алексия I, были возвращены в виленский Свято-Духов монастырь. Подобная история, однако, вряд ли могла произойти с иконой из сельского, пусть и очень достопримечательного, храма. Так что пропажу ее следует отнести или к католическому периоду в истории маломожейковской церкви, или к последующей советской эпохе, когда здание храма использовалось как склад.
В новейшее время на пожертвования прихожан был написан новый Волчинковский образ Божией Матери.
Маломожейковский храм сегодня реставрация и неожиданные открытия

В течение последних нескольких лет в маломожейковском храме работают археологи и историки архитектуры, и сделано уже немало. Но впереди, не стоит сомневаться, нас еще ждут новые открытия.
В 1989 году, вернувшись в храм Рождества Богородицы, верующие нашли его в состоянии, не пригодном к совершению богослужений. Внешность храма, согласно его статусу памятника истории и архитектуры, поддерживалась в надлежащем виде, но и только. Внутри не осталось ни иконостаса (он был уничтожен еще при поляках), ни утвари, ни вообще чего бы то ни было, напоминающего о том, что когда-то здесь совершались православные богослужения.
Постепенно, усилиями общины и благотворителей, ситуация выправлялась, хотя еще и теперь внутреннее убранство церкви нельзя назвать соответствующим величественной наружности древнего памятника.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы принадлежит к числу объектов, представленных к включению в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО — в комплексе с другими храмами оборонного типа, сохранившимися на современных белорусской, литовской и польской территориях. В связи с этим храм в Мурованке сделался объектом пристального внимания исследователей.
Как и предполагалось, любопытные находки не заставили себя ждать. Были обнаружены аутентичные входы в восточные башни из центральной части храма, которые, по-видимому, были заложены в позапрошлом веке, а вместо них прорублены новые из алтаря. Это открытие дало возможность судить о первоначальном уровне пола в восточных башнях и в алтаре, а также о судьбе алтарной стены.
Немного позже был открыт портал над центральным входом в храм. Здесь обнаружена эксклюзивная декоративная отделка арки из фигурного формовочного кирпича, а также с выступающими наружу деталями, которые из-за повреждений были оштукатурены. Здесь же, на „поребрике“ (зубчатом поясе по внешнему периметру храма), было раскрыто под несколькими слоями штукатурки и побелки орнаментальное архитектурное решение в виде „тычкового“ пережженного кирпича.
Храм в Мурованке расписание богослужений контакты как добраться расположение на карте

Храм в Мурованке расписание богослужений:
Расписание богослужений:
- СБ: Вечернее богослужение - 17:00
- ВС: Утреннее богослужение 8:30
В праздничные дни:
- Вечернее богослужение 17.00
- Утреннее богослужение 8.30
Начало исповеди 8.30, начало Литургии после исповеди.
Таинство Крещения совершается после собеседования восприемников (крестных родителей) или крещаемого со священнослужителем. Собеседования проходят в 2 этапа в здании храма. (Время собеседования назначается индивидуально тел: 8 01514 39259)
- время Крещение определяется в индивидуальном порядке во время 2-го собеседования
- во время постов Крещение совершается в обычном режиме
Таинство Венчания совершается после собеседования со священнослужителем. Собеседования проходят в 2 этапа в здании храма. (Время собеседования назначается индивидуально тел: 8 01514 39259)
Таинство Венчания не совершается в субботу, накануне постных дней, накануне праздников и во время действующих постов.
Контакты
- Адрес: 231503, Республика Беларусь, Гродненская обл., Щучинский район, д. Мурованка, ул. Церковная, д. 7А
- Телефон: 4-375 (1514) 39-2-59
- Официальный сайт Гродненской епархии: www.orthos.org
Как добраться самостоятельно к храму в Мурованке
Из Гродно, Щучина и Лиды до Мурованки добраться можно на электричке. От станции до храма — всего несколько шагов.
Автомобилистам нужно выезжать из Гродно по трассе М6 и через 25 километров искать указатель на Мурованку (направо). От трассы до деревни — около трех километров. Из Минска — по трассе Мб на Воложин и Лиду. Поворот на Мурованку (налево) — через 30 километров после Лиды.