Музей-панорама «Бородинская битва»

В юбилейном 1962 году рядом с Кутузовской избой, заслонив ее от проспекта, появилось здание, предназначенное для размещения панорамы «Бородинская битва» художника-баталиста Ф. А. Рубо. Впервые ее продемонстрировали публике в 1912 году, но тогда она помещалась в особом деревянном павильоне на Чистых прудах у Покровских ворот, спроектированном П. А. Воронцовым-Вельяминовым.
В начале 1918 года музей закрыли, и панорама почти полвека лежала на складе. К 1962 году ее отреставрировали, и с тех пора она находится на своем нынешнем месте.
Автор панорамы Франц Рубо к 1912 году уже был известен русской публике как создатель панорамы «Оборона Севастополя» (1905). Для новой панорамы, выполнявшейся по заказу императора, художник сначала избрал в качестве сюжета бой за батарею Раевского — едва ли не ключевой момент всего Бородинского сражения (что находило и официальное подтверждение: в 1839 году на Курганной высоте, на месте батареи Раевского, был открыт монумент, у подножия которого захоронили прах Багратиона). Однако в начале 1910-х годов, в свете сближения Российской империи с Францией, подобный, «слишком русский», сюжет не встретил одобрения у комиссии, рассматривавшей эскизы. Об этом завуалированно писал «Русский инвалид»:
«Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть... словом, выходила действительно „русская“ панорама. Эскизы, написанные с большим подъемом и художественным чутьем, были готовы, но тут сказала свое веское слово комиссия, предложившая художнику изобразить другой момент сражения, а именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой».
Художнику пришлось подчиниться.
На зрителей столетней давности Бородинская панорама производила исключительное впечатление. Возможно, современный посетитель музея, «перекормленный» визуальными излишествами, подобного эстетического потрясения и не испытает, однако увидеть панораму, несомненно, стоит — она этого заслуживает и как факт истории, и как факт культуры.