Музей «Витославлицы» Новгород музей деревянного зодчества

Музей «Витославлицы» Новгород музей деревянного зодчества

О Новгородском музее деревянного зодчества «Витославлицы», расположенном под боком у Юрьева монастыря Новгорода, ныне знают все. И немудрено — уже на протяжении полувека этот новгородский музей занимается спасением деревянных памятников Новгородчины.

А началось все с шатровой Успенской церкви из деревни Курицко на берегу озера Ильмень. Построенный — страшно сказать — в 1595 году деревянный храм, уберегая от воды, подмывавшей берег, в 1920-х годах перенесли на деревенское кладбище, но комиссия, обследовавшая уникальную церковь летом 1964 года, пришла к выводу, что сохранить ее и на этом месте уже невозможно. Возникла идея переместить храм на «территорию Новгорода» с целью организации музея под открытым небом. Место подыскали довольно быстро — им стала бывшая Орловская мыза рядом с Юрьевым монастырем. С древнейших времен здесь стояло село Витославлицы; в конце XII века появился Пантелеймонов монастырь (Витославлицы тогда превратились в монастырскую слободу); в XIX столетим эти земли приобрела графиня А. А. Орлова-Чесменская, устроив на них усадьбу с барским особняком.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы из села Курицко Новгородского района и Церковь Рождества Пресвятой Богородицы из села Передки Боровичского района.

Осенью 1964 году Успенскую церковь перевезли в музей Витославлицы, восстановив по возможности в первоначальном виде (при переносе с берега озера на кладбище она понесла ощутимые потери, лишившись южного придела, но приобретя никогда не бывавшую у нее паперть).

Заглядывая в будущее музея Витославлицы, его основатели предполагали собрать в нем до 20 памятников, но уже к 1990-м годам эта цифра выросла до 80—100. Учитывая, что сегодня на территории площадью более 33 гектаров размещены 26 памятников деревянного зодчества, расти музею есть куда. Вопрос «зачем?» в повестке дня не стоит — опыт подсказывает, что все деревянные памятники, остающиеся на своих местах в пустеющих на глазах русских деревнях, неизбежно погибают. Тут требуется присмотр специалистов, а лучше всего его осуществлять именно в специализированном музее под открытым небом.

Самая древняя музейная постройка — Богородице-Рождественская церковь из села Передки Боровичского района. Ее срубили в 1539 году, то есть возраст этого храма — без малого полтысячелетия! Эта церковь «прописана» в музее в Витославлицах с 1971 года. Она стоит на высоком подклете, окружена папертью, подняться на которую можно через крыльцо, и увенчана высоким шатром, по бокам от которого поднимаются шатры поменьше. Трех-шатровость напрямую связана с тем, что храм этот имел не один, а три алтаря, — помимо центрального, два еще в боковых приделах. Церковь смотрится очень внушительно и доказывает, что в русских деревнях деревянные храмы возводили изрядные мастера своего дела.

Часовня из деревни Кашира Маловишерского района и Никольский храм из деревни Тухоля Крестецкого района.

По Витославлицам можно бродить долго. Устроен музей весьма разумно: здесь есть целая деревенская улица с огромными крестьянскими домами-усадьбами, есть несколько часовен, есть житницы, гумно с ригой, кузница, баня, конюшня...

Но наибольшую ценность имеют все-таки деревянные храмы и часовни, представляющие практически все типы деревянного храмового зодчества: тут есть клетские постройки, есть шатровые, ярусные, одно- и многоглавые.

Вот, например, небольшая часовня из деревни Кашира Маловишерского района, «живущая» в музее Витославлицы с 1972 года, — сама же 1745 года постройки. Клетского типа, но уже сильно «продвинутого» — часовня увенчана двумя восьмериками с главкой на барабане, покрытой осиновым лемехом. В часовне никогда не было алтаря, иконостас стоял вплотную к западной стене.

А вот «лапидарная» Никольская церковь из села Тухоля Крестецкого района, возведенная в 1688 году, а в музей переехавшая в 1966 году. Типичный клетский храм, «распространенный» с запада посредством пристройки простейшей трапезной с двувсходным резным крыльцом. Поднявшись на это крыльцо, хорошо погрезить о том, как стекались в праздничные дни к этой церкви крестьяне в пору, когда Петр I только начинал свои воинские забавы с «потешными полками».


Саша Митрахович 18.07.2017 11:06
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча