Наровчат пещеры (Наровчатский пещерный монастырь)

Наровчат пещеры (Наровчатский пещерный монастырь)

Сканов пещерный монастырь, пещеры Пензенской области

На расстоянии пешей прогулки от Троице-Сканова монастыря Пензенской области находится еще один — Наровчатский пещерный монастырь, во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, основателей русского монашества. История пещерной обители, теперь самостоятельной, теснейшим образом связана с историей Сканова пещерного монастыря. В сущности, можно сказать, что последний пророс, вышел на поверхность из этих пещер, вырытых в Плодской горе, как некогда из своих пещер выросла Киево-Печерская Лавра.

Предание доносит до нас, что некогда, в более или менее глубокой древности, когда в здешней местности еще жили татары, Плодская гора имела значение укрепленного пункта и сами пещеры были вырыты в ней с оборонительными целями.

Потом, когда оборонительные цели сделались достоянием истории, опустевшие пещеры облюбовали монахи, «перекопавшие» их в соответствии с собственными нуждами, а уже в XVII веке в некотором удалении появились наземные монастырские постройки. Сканов пещерный монастырь превратился в скит, куда удалялись иноки, желавшие более сурового подвига, чем тот, что предлагала им жизнь в «обычном» монастыре.

До революции скит представлял собой следующий вид (цитируем описание):

«При подошве горы находился источник с деревянной часовней над ним. Отсюда по довольно крутой лестнице, как и сейчас, восходили на гору, с которой во всей красе открывалась окрестность с ее полями и лугами. На плоском месте горы возвышалась величественная каменная пятиглавая церковь во имя Киево-Печерской иконы Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, построенная при настоятеле архимандрите Амвросии в 1870 году.
А в 1886 году с правой стороны от этой церкви тщанием настоятеля архимандрита Гедеона и петербургской мещанки Варвары Якимовой устроен придельный храм в честь св. великомученицы Варвары. Также на вершине горы при входе в пещеры и выходе из них были устроены часовни, беседки и кельи для братии. Вход и выход были хорошо оборудованы. Внутри же горы в разных направлениях были искоаны пещеры шириною в 18 вершков (80 см), высотою в 40 вершков (178 см), длиною же 256 саженей (546 м) и на манер малых комнат сделаны затворни без всяких украшений».

В первые послереволюционные годы обитателей пещерного скита не трогали (или почти не трогали). Но уже в 1920 году на заседании наровчатского уисполкома было принято решение об открытии на его территории лечебницы санаторного типа «для нервнобольных служащих советских учреждений и рабочих на 20—30 человек для поправки их здоровья».

Санаторий в скиту ни тогда, ни после так и не устроили. Монахи жили на (в) Плодской горе приблизительно до 1928 года. Как рассказывали местные старожилы, конец пещерного монастыря Наровчат был страшен. Иноков, отказавшихся уходить добровольно, гепеушники буквально «выкуривали» из пещер, а затем закалывали вилами. Рассказы эти можно счесть преувеличенными в своей макаберности, однако в 1980 году московские спелеологи обнаружили в одном из пещерных ходов семнадцать черепов с пулевыми отверстиями. Тогда никто не решился делать предположений, кому могли принадлежать эти черепа... Но теперь мы свободны от этой нерешительности, и за предположениями далеко ходить не нужно. И оттого, что монахи были расстреляны, а не заколоты, история не становится менее страшной.

Последним монахом, остававшимся в скиту (непонятно, как удалось ему уцелеть при описанных выше событиях, но надо быть готовым к тому, что многие подробности этого периода так и останутся нераскрытыми), был Тихон (Жучков), семидесятичетырехлетний старец, несший послушание хранителя пещер. Его убили топором неизвестные люди.

С того времени и до самой недавней поры Плодская гора пустовала. Часть пещер в советские годы была взорвана, часть обвалилась «самостоятельно». Входов, оборудованных до революции, не осталось, и лишь редкие любопытствующие умели проникнуть в пещеры через неприметные узкие лазы.

В 2007 году по благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета (Карагодина) началось возрождение пещерного скита как самостоятельного мужского монастыря во имя прпп. Антония и Феодосия.

Времени прошло сравнительно мало, но плоды трудов монашествующих и тружеников уже очевидны: поставлена часовня над источником, есть деревянная церковь, к пещерам устроена лестница, а сами они хотя бы отчасти приведены в должное состояние и — больше того — получили собственный «внутренний» храм, освященный, как нетрудно догадаться, в честь Новомучеников и Исповедников Российских.

Монастыри Пензенской области.


Саша Митрахович 23.11.2017 08:00
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Loading...