Никольский собор Изборск

Изборский Никольский собор «словно олицетворяет лучшие черты русского человека», — писали об этом храме. В том числе и Никольским храмом открывается замечательная страница русской каменной летописи, которую мы называем «псковской архитектурной школой». Православные храмы Изборска.
Никольский собор был свидетелем многих битв, много раз его крест вдохновлял осажденных, побуждал их сражаться и в безвыходных, казалось бы, ситуациях. Не желая оставаться в долгу, изборяне ревностно защищали храм, освященный во имя небесного заступника их города.
Никольский собор Изборска Снаружи
Если не считать пристроенной значительно позже колокольни, Никольский собор Изборска — типичный древний храм северо-запада России. Его глубокая древность определяет весь его облик: тогда, в XIV веке, мастера еще не разделяли «декоративное» и «утилитарное» — слившись воедино, то и другое рождало тот специфический архитектурный сплав, который так привлекает нас в зодчестве вольных русских городов. Можно сказать, что конструктивные особенности собора «прописаны» на его фасаде: традиционные для Псковщины лопатки, делящие внешние стены натрое, отмечают те места, где натрое же делится четырехстолпный внутренний объем.
Из декора — ничего, кроме легкого, символического изгиба венчающих прясла арочек под самым карнизом; полукруглая апсида вообще ничем не украшена; и лишь массивный барабан зодчие позволили себе разнообразить двумя декоративными поясами — снизу аркатурным, сверху — рядом полукруглых ниш. Барабан этот когда-то был световым; заложенные впоследствии световые проемы со стрельчатыми завершениями и сейчас можно увидеть в нижней части этого коренастого цилиндра — их наполовину закрывают листы позднейшей четырехскатной кровли. Купол крыт серебристым металлом. Весь лаконичный, если не сказать — скуповатый, облик собора производит впечатление свойственной северянам спокойной уверенности в себе — но без нарочитой угрюмости. Проделанные в толще кладки арочные окна с глубоко посаженными рамами наглядно демонстрируют нам реальную толщину стен и еще раз подчеркивают, какой же Никольский собор все-таки мощный.
Появившийся в XVI столетии южный придел, такой маленький, что на него не враз обратишь внимание, при ближайшем рассмотрении оказывается внешне даже позамысловатее собора. Фигурные срезы крыши и карнизов, неожиданный керамический поясок на барабанчике над самой главкой — это, безусловно, приметы позднейшего времени, новых вкусов, «звучащие», однако же, более чем деликатно, легким штрихом, как подпись художника в углу живописного полотна.

Колокольня — это уже середина XIX века. Позднейшую пристройку определишь с первого взгляда; впрочем, невысокий (ниже самого собора) двухъярусный столп «присоседился» к древнему храму предельно тактично, а в оформлении его простых и строгих фасадов авторы по мере сил попытались «перепеть» старинную псковскую песнь в камне. В результате колокольня смотрится вполне органично, особенно если сравнивать с возобладавшим в конце XIX столетия повальным увлечением пристраивать к камерным древним храмам несоразмерные по высоте и эстетике многометровые башни колоколен в псевдорусском «кирпичном» стиле.
Никольский собор Изборска Внутри

Никольский собор Изборска - крестово-купольный, одноап-сидный, четырехстолпный. Четыре мощных столпа делят на три части и без того достаточно небольшой внутренний объем, дополнительно ограничивая его своей внушительной массой; единственная перспектива — вверх. Древнерусские храмы не баловали прихожан просторными интерьерами, все в них было сугубо практично и сурово, как средневековая жизнь. Зато захватывающая дух устремленность ввысь заставляла забыть о суровостях и тяготах, задуматься о возвышенном. И в вертикальном разрезе узость внутреннего пространства Никольского собора неожиданно становится плюсом, стесненность стен подчеркивает их высоту, и купол воздвигнут, кажется, в далекой вышине — это ощущается даже сейчас, когда внутренней отделки в реставрируемом храме вовсе нет. Приходится только сожалеть о том, что заделаны восемь световых окон барабана — какую игру света создавали они в храме, можно только догадываться.
Обратите внимание на сами несущие столпы. Во-первых, они — четырехгранные, что является верным признаком глубокой старины постройки. Во-вторых, очевидно для глаза они максимально, насколько позволяет конструкция, отставлены друг от друга. Почему так?
Как пишет В. В. Косточкин:
«широко раздвинутые и чуть ли не прижатые к стенам квадратные столбы подскажут вам, что его строители стремились поелику возможно увеличить площадь для молящихся...»
Тот же автор отмечает не характерные для позднейшего псковского зодчества слишком массивные, пониженные арки перекрытия. Этот, очевидно архаичный, феномен он объясняет так:
«Создается впечатление, что возводившие храм мастера стремились как-то повысить жесткость его сводов и снабдили их по сторонам упругими ребрами. В этом, между прочим, была и практическая необходимость. Во всяком случае, южная стена собора хорошо прикрыта расположенной рядом крепостной стеной, не позволявшей врагу бить по ней из пороков (порок — осадное стенобитное орудие).
Не были страшны храму и ядра метательных машин, ставившихся с севера, со стороны отвесного обрыва горы. Дальнобойность этих натяжных осадных орудий была весьма ограниченной, и их “снаряды” не могли преодолеть обширного пространства, простиравшегося перед его северным фасадом. Но большие камни, бросаемые в крепость с южной стороны, могли падать на собор сверху, а это и послужило, возможно, одной из причин конструктивного усиления его сводов».
Еще один интересный момент: сейчас, когда в храме реставрация и «голые стены», можно при внимательном рассмотрении обнаружить, что стены эти — неровные. В некоторых местах колебания доходят чуть ли не до полуметра. По А. И. Комечу:
«Разбивка плана очень груба, апсида имеет сплющенную и скошенную форму, северный рукав креста глубже южного на о,4 метра (что вполне ощутимо при общих размерах порядка 3 метров), даже северная и южная под-пружные арки имеют разную глубину».
Впрочем, наверное, не стоит ставить эту «грубоватость» в вину псковским зодчим, не обладавшим еще точными измерительными приборами. Постройка-то в итоге оказалась, действительно, «на века».
Справочная информация:
Никольский собор находится на территории Изборской крепости, которая ныне относится к Государственному историко-архитектурному и природно-ландшафтному музею-заповеднику «Изборск».
Храм — действующий.
Престольные праздники:
- дни памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца — 22 мая (совершается крестный ход вокруг собора), и августа, 19 декабря
- Преображение Господне — 19 августа. Кроме того, ежегодно 22 октября в Изборске широко отмечается праздник в честь Корсунской иконы Божией Матери.
Все даты даны по новому стилю.
Контакты Изборского Никольского собора:
- Адрес: 181518, Россия, Псковская обл., Печорский р-н, дер. Изборск
- Сайт Псковского епархиального управления: www.pskov-eparhia.ellink.ru
- Сайт Изборского музея-заповедника: www.museum-izborsk.ru
Как добраться к Никольскому собору Изборска самостоятельно:
Изборск расположен на территории Печорского района Псковской области — в 850 км от Москвы и 300 км от Санкт-Петербурга.
Добраться до Изборска из Пскова'несложно. Несколько раз в день через село проходит автобус № 207 «Псков — Печоры». Автомобилистам еще проще — место туристическое, дороги достаточно хорошие. Со стороны Пскова — с Рижского проспекта по шоссе А-212 около 30 километров. Со стороны Великих Лук и Пушкинских Гор имеет смысл срезать путь по дороге местного значения: Остров — Новая Уситва — Пал кино — Васильево — Изборск.
Кроме того, многочисленные туристические агентства предлагают железнодорожно-автобусные туры по маршруту: Псков — Изборск — Печоры.