Морской Никольский собор Кронштадта внутри

Отреставрированный Морской Никольский собор в Кронштадте поражает своим великолепием внутри еще больше, чем снаружи. Секрет в том, что храм — необыкновенно светлый и необыкновенно просторный; обильный свет и громадный объем рождают ощущение, что он еще более огромен, нежели это кажется при взгляде с улицы. Свою роль играют, конечно, и украшения — прежде всего, купольные мозаики.
Особенность Морского собора заключается в том, что весь его объем изнутри представляет собой единое, лишь слабо разграниченное пространство. В отличие от других вместительных храмов, у него нет притвора и паперти, которые все же относительно сужают основное помещение. Входящему в храм человеку стоит лишь повернуться (из входного тамбура богомольцы проходят не прямо, а вправо и влево, как это обычно бывает в западных католических соборах), чтобы попасть в необъятное пространство света и цвета. Несколько отделены от общего объема лишь два боковых нефа — затемненные, но зато обильно украшенные фресками. Над ними расположены галереи второго этажа — в них слышится эхо константинопольской Святой Софии.
В современных храмах просторные галереи не столь функциональны, как в древности, — в Константинополе это было место для знати, которая не хотела смешиваться с простым людом в нижней части церкви. В Софийском соборе Константинополя даже сохранился широкий пандус, ведущий на второй этаж, — по нему император мог въехать в собор прямо в конном экипаже. Именно там можно увидеть самые известные мозаики Святой Софии. В Кронштадте эти галереи носят более декоративный характер.
Прекрасная освещенность Никольского собора есть следствие его византийского стиля архитектуры — все сферические и полусферические купола прорезаны рядами окон, через которые в храм падает свет. Поверхности куполов украшены великолепными мозаиками в византийском стиле — тут мы видим изображения Христа-Вседержителя на ослепительно синем фоне и святых на золотом фоне.
Стены собора богато отделаны мрамором. Иконостас не закрывает собой целиком алтарь, а лишь отгораживает его — в греческом стиле, — оставляя открытыми для взора мозаики на алтарных стенах и куполах. Впрочем, масштабы собора таковы, что даже столь «скудная» алтарная перегородка состоит из четырех ярусов.
В храме есть два придела — один: во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, другой: во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.
При Никольском соборе действует свой крестильный храм во имя преподобного Иоанна Рыльского, святого покровителя болгарского народа. Небольшое храмовое помещение оформлено в золотых тонах и неплохо гармонирует с общим стилем интерьера Никольского собора.