Пермская деревянная скульптура

В XVII—XVIII веках Соликамск стал одним из центров развития уникального вида русского церковно-прикладного искусства — пермской деревянной скульптуры.
В отличие от западного христианства, православие не приветствует объемные изображения Бога и святых, и единственной канонической формой церковного изобразительного искусства издревле является икона или сходная с ней по технике настенная живопись. На большей части территории России негласный запрет на скульптуру соблюдался, но в таком отдаленном уголке, как Прикамье, местные, еще языческие, традиции дали о себе знать. Деревянные фигурки местные племена создавали начиная с древнейших времен, и с приходом православия произошло причудливое наслоение разных традиций.
Старейшие известные образцы пермской деревянной скульптуры относятся к XIV веку, а расцвета это искусство достигло в XVII—XVIII столетиях, когда оно восприняло влияние европейской скульптуры барокко.
Чаще всего такая скульптура изображала Спасителя (нередко в довольно необычной иконографии — Христос в темнице) и Николу Можайского (особый иконографический тип святителя Николая Чудотворца). В XVIII веке скульптуры становятся более детальными и реалистичными, что говорит о некотором знакомстве мастеров с европейскими образцами. Деревянные фигурки наряду с иконами находились в церквях по всему нынешнему Пермскому краю.
Первооткрывателем пермской деревянной скульптуры и первым ее исследователем считается искусствовед Н.Н. Серебренников, который в 1920-е годы собрал и описал большую коллекцию скульптур из отдаленных сельских храмов Уральской области. Наиболее полное собрание деревянной скульптуры находится в Пермской художественной галерее.