Первое покушение на Александра II

Первое покушение на Александра II

На фото: Покушение на императора Александра II 4 (16) апреля 1866 года.

В 1866 году было совершено первое покушение на Александра II. 4 апреля государь, закончив свою обычную прогулку по Летнему саду, собирался сесть в коляску. Внезапно к нему подошел молодой человек и выстрелил прямо в грудь. Никто ничего не успел понять, лишь стоявший неподалеку простолюдин вовремя ударил преступника по руке. Пуля пролетела мимо. Жандармы схватили несостоявшегося убийцу.

— «Ты поляк?» — был первый вопрос Александра ему.
— «Русский», — ответил тот.
— «Почему же ты стрелял в меня?» — удивился государь.
— «Ты обманул народ, обещал ему землю, да не дал».

Террориста, оказавшегося дворянином Дмитрием Каракозовым, повесили. Крестьянина-картузника, помешавшего исполнению его замысла, наградили и возвели в дворянское достоинство (звали народного героя Осип Комиссаров и был он, по странному стечению обстоятельств, земляком Ивана Сусанина). В связи с этим в столицах ходил такой анекдот:

— „Кто стрелял в государя?“
— „Дворянин Каракозов“.
— „Что ему за это было?“
— „Его повесили“.
— ,А кто спас государя?“
— „Крестьянин Комиссаров“.
— „Что ему было за это?“
— „Его сделали дворянином“.

Покушение 4 апреля 1866 года подвело черту под мирным периодом царствования Александра Николаевича. Начался период «охоты» на него.

Второй Сусанин

Осип Иванович Комиссаров-Костромской.(16) апреля того года Александр II гулял в Летнем саду. У царской коляски собралась толпа зевак, поджидавшая выхода царя. Когда тот появился, молодой человек, находившийся в первых рядах этой толпы, вытащил из кармана револьвер и прицелился в Александра Николаевича. Прозвучал выстрел, но другой молодой человек, стоявший рядом, успел ударить снизу по руке террориста, — пуля ушла вверх, император не пострадал.

Это было первое из чреды покушений на царя-освободителя, в 1881 году приведшей к его трагической гибели. Террористом оказался бывший студент Московского университета Дмитрий Каракозов — из тех «рыцарей немедленного действия» и полупросвещенных (по преимуществу «демократическими» журналами) страдальцев за порабощенный народ, коих вскоре объявилось несметное множество. Незадачливого террориста в сентябре повесили.

На спасителя же царской жизни пролился дождь наград, он на время попал в национальные герои. Это был Осип Комиссаров, 1838 года рождения, временнобязанный крестьянин села Молвитина, в детстве привезенный в Петербург учиться шляпному делу — Молвитино славилось мастерами, изготовлявшими головные уборы.

У Летнего сада в тот день он оказался случайно, о дальнейшем же сам рассказывал так:

«Вдруг вижу, что он вынул и целит пистолет: мигом представилось мне, что, коли брошусь на него или толкну его руку в сторону, он убьет кого-либо другого или меня,и я невольно и с силой толкнул его руку кверху; затем ничего не помню, меня как самого отуманило, и очнувшись — я вижу только, что меня целует какой-то генерал; повезли меня во дворец, но я был как в забытьи; и язык у меня вовсе как отнялся; только часа через полтора я опять опомнился и мог говорить...»

Впрочем, как в забытьи Осип Иванович оставался еще несколько дней — 8 апреля, когда его вызвали под оглушительные овации и крики «ура!» на сцену Мариинского театра, спасителю царя сделалось дурно — его пришлось уводить в ложу. Между тем, памятуя о молвитинском происхождении Комиссарова, его провозгласили «вторым Сусаниным».

С ним происходили сказочные чудеса: уже 4 апреля Осип Иванович получил потомственное дворянство с фамилией Комиссаров-Костромской и орден; московское дворянство преподнесло ему золотую шпагу; военное министерство начало сбор денег на строительство дома для новоиспеченного дворянина; некий костромской помещик подарил ему землю в своем имении;через пять дней после покушения не кто иной, как Николай Некрасов, разразился поэтическим панегириком,последняя строфа которого звучала так:

«Сын народа! тебя я пою!
Будешь славен ты много и много...
Ты велик — как орудие Бога,
Направлявшего руку твою!»

Кое-какие из изъявлений благодарности отдавали анекдотом — так, особые почести на долю Комиссарова выпали в Енисейской губернии, куда его отца раньше «упекли» за воровство.

Что было дальше? Осип Иванович поступил в лейб-гусарский полк, сослуживцам запомнился как отчаянный кутила, в 1877 году вышел в отставку в чине ротмистра и отправился в Полтавскую губернию, в пожалованное ему имение, разводить пчел. Умер он в 1892 году — как пишут в справочниках, «всеми забытый».


Саша Митрахович 14.02.2017 09:43
Загрузка...

Читать предыдущую статью

Покушения на Александра 2

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча