Петропавловский собор усыпальница Романовых

Есть основания предполагать, что Петр I решил превратить Петропавловский собор Санкт-Петербурга в царскую усыпальницу вскоре после его закладки. Еще в деревянной церкви апостолов Петра и Павла была похоронена полуторагодовалая дочь Петра I Екатерина, скончавшаяся летом 1708 года. В 1715 году к этой могиле добавились еще четыре. Сначала здесь погребли двух дочерей Петра, затем царицу Марфу, вдову царя Федора Алексеевича, и принцессу Шарлотту-Христину-Софию, жену царевича Алексея. Когда же последнее пристанище здесь нашли Петр I с супругой, императрицей Екатериной I, дальнейшая судьба собора вполне определилась.
На протяжении почти ста лет он служил усыпальницей только для коронованных представителей рода Романовых: от императрицы Анны Иоанновны до вдовствующей императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Исключение составили лишь император Петр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы и похороненный в Архангельском соборе, и убитый в Шлиссельбургской крепости Иоанн VI Антонович, точное место захоронения которого до сих пор неизвестно.
В 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего старшего брата — великого князя Константина Павловича. С этого времени в храме снова стали погребать близких родственников императоров.
Надгробия усыпальницы Романовых

Первоначально над местами захоронений ставили надгробия, выполненные из белого алебастра. В 70-е годы XVIII века, в ходе реставрации и частичной перестройки собора, их заменили новыми памятниками, сделанными из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались золотой парчой, обложенной горностаем, и имели по верху нашитые гербы. В обычные дни они находились под суконными чехлами с золотым позументом.
Во второй половине XIX века над новыми захоронениями стали помещать надгробия из белого итальянского мрамора. Они существенно отличались от старых, внося некоторый стилистический разнобой. В результате, принимая во внимание и то, что старые памятники ветшали на глазах, в 1865 году Александр II повелел все надгробия, «кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последних исполненных». В первую очередь, новые надгробия, украшенные позолоченными бронзовыми крестами и государственными гербами, появились над могилами императоров и императриц. К мраморным плитам прикрепили бронзовые доски с именами и титулами усопших, датами рождения, вступления на престол и смерти. Вскоре после этого последовал указ об отмене на них покровов.
Усыпальница Романовых при Александре III
В 1887 году Александр III приказал заменить надгробия из белого мрамора на могилах своих родителей, Александра II и Марии Александровны, на более богатые и нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы — для могилы Александра II, и розового уральского родонита — для могилы императрицы Марии Александровны. Эскизы выполнил архитектор А. А. Гун. Восемнадцать лет продолжались работы по их изготовлению на Петергофской гранильной фабрике. Установку памятников совершили в 1906 году, уже при Николае II.
К концу XIX века в Петропавловском соборе находилось 46 захоронений, и места для новых могил практически не осталось. В связи с этим к нему пристроили специальную усыпальницу для членов императорской фамилии, а в самом храме было решено хоронить только императоров и императриц. Строилась великокняжеская усыпальница с 1896 по 1908 год по проекту архитектора Д.И. Гримма при участии А. О. Томишко и А. Н. Бенуа. 5 ноября 1908 года ее здание освятили.
Захоронения в императорскую усыпальницу Романовых в современной России

Первые после революции похороны в Петропавловском соборе состоялись только в июле 1998 года, когда здесь предали земле останки императора Николая II, его семьи и погибших вместе с ними слуг. А уже в нашем веке (28 сентября 2006 года) в храме перезахоронили мать Николая II, императрицу Марию Федоровну, скончавшуюся в Дании в 1928 году.