Преображенское район Москвы

Преображенское район Москвы

Преображенское — район в Восточном административном округе города Москвы, а также одноимённое внутригородское муниципальное образование. Название дано в честь села Преображенское, где была резиденция Алексея Михайловича и Петра I.

Знаменитая «Матросская тишина».Название свое этот район Москвы получил от расположившейся здесь при Петре I Матросской слободе, оставившей и другие топонимы на карте Москвы. Это — Большой Матросский переулок (Малого не существует) и, конечно же, Матросская Тишина, на которой расположена тюрьма. Пенитенциарное учреждение возникло еще в 1775 году в качестве «смирительного дома для предерзостных», а большую известность получило после августовских событий 1991 года, когда в СИЗО-1 оказались члены ГКЧП.

 Памятник «первому русскому солдату лейб-гвардии Преображенского полка Сергею Леонтьевичу Бухвостову». Преображенская площадь.Центр старинного села Преображенское отмечает Преображенская церковь. До революции она акцентировала Преображенскую площадь. В советское время храма не стало, а градостроительный акцент сменился на стеклобетонную башню секретного «почтового ящика» — Института дальней радиосвязи. В постсоветское время церковь вернулась на свое законное место, но акцент на площади выстроили такой, что даже НИИ радиосвязи кажется теперь карликом по сравнению с несоразмерной всему окружающему громадой 28-этажного бизнес-центра. Этакий архитектурный побратим сокольнического монстра. Этот тоже просто смял площадь, которая в новой масштабной шкале низведена до какого-то несерьезного пятачка. Говорить о доминировании церкви, понятное дело, и вовсе смешно.

Исторически Преображенское напоминает нам о петровской эпохе, потешных полках и отборных бойцах лейб-гвардейского полка. Ну и, что греха таить, о Преображенском приказе — сперва главном инструменте Петра в борьбе за власть со своей сестрой-регентшей Софьей, ну а потом — жутковатом органе политического сыска и трибунала.

Само же село Преображенское сначала было дворцовым, потом солдатским, потом ремесленным... Во второй половине XIX века Преображенское делили между собой фабриканты и старообрядцы — впрочем, часто первые и вторые на поверку оказывались одними и теми же лицами.

Старообрядцы обосновались в Преображенском во времена Анны Иоановны, когда государство сотряс очередной пароксизм борьбы с церковным расколом. В 1771 году было основано знаменитое Преображенское кладбище, московский оплот беспоповцев-федосеевцев, руководил которыми, в частности, известный промышленник Е.Ф. Гучков. Известно, что федосеевцы — очень радикальное течение старообрядчества, но московское крыло отличалось от прочих наибольшим, если так можно выразиться, «либерализмом».

Год 1771-й в Москве печально известен как год «Чумного бунта»; Преображенское кладбище старообрядцы организовали как раз под предлогом карантина, одновременно рядом с некрополем устроили богадельню, которая с течением времени превратилась в полноценную общину. Федосеевцы проповедовали безбрачие, поэтому община четко делилась на мужской и женский двор. В 1866 году старообрядцам (к тому времени уже «либерализировавшимся») пришлось несколько потесниться — мужской двор переехал на женский, а на месте, где он раньше был, по ходатайству Московского митрополита Филарета (Дроздова) открылся Никольский монастырь для единоверцев, признающих юрисдикцию Московского Патриархата РПЦ.

Православные Преображенской церкви, единоверцы Никольского монастыря и федосеевцы Преображенской общины мирно сосуществовали до революции; монастырь закрыли очень быстро, еще в начале 1920-х годов, а на месте общины устроили рынок. Старообрядцам удалось сохранить за собой кладбище; начиная с 1940-х годов оно фактически стало центром всего российского беспоповства (федосеевцы, филипповцы, поморцы). В настоящее время Преображенская община восстановлена, единоверческий монастырь как обитель не возрождался.

Теперь немного о постройках, представляющих интерес как памятники архитектуры. Это, в первую очередь, Никольско-Успенская церковь бывшего единоверческого монастыря; выстроенная в 1784— 1790 годах в псевдоготическом вкусе, она настолько хороша, что ее создателем иногда называют великого зодчего Василия Баженова (хотя более вероятно авторство Федора Соколова).

Воздвиженская церковь Преображенской общины (слева) и башенка ее ограды (справа).

Интересно, что в течение бурного XX века храм получил... сразу двух хозяев. Одна половина принадлежит старообрядцам, другая — православному приходу. Второй храм — Воздвижения Креста Господня — построен в 1801 году, сейчас в нем иконописная мастерская.

Никольская часовня на Преображенском кладбище.Особенно хороша отдельно стоящая колокольня архитектора Ф. И. Горностаева, эклектичная, но исполненная мастером под стать псевдоготическому Никольско-Успенскому храму. Небезынтересна Воздвиженская церковь старообрядческой общины, выстроенная в начале XIX века в традициях классицизма. Обратите внимание: у церкви нет апсиды, так как федосеевцы не признают священства.

Из построек общины внимание привлекают, безусловно, псевдорусская ограда с башенками. Ну и стоит обязательно зайти на ставшее мемориальным кладбище: готическая Никольская часовня, выстроенная Ф. К. Соколовым в 1804—1805 годах, стала настоящей жемчужиной отечественной культовой архитектуры.

Интересно и само кладбище, долгое время здесь хоронили исключительно старообрядцев. Старинные надгробия и часовни восхищают высоким художественным вкусом.

В советское время здесь обустроили участок для братского захоронения солдат и офицеров Красной Армии (всего более десяти тысяч человек). Среди замечательных людей, нашедших последний приют на Преображенском, настоятель Московской поморской общины Г. И. Скачков, сербский строитель дирижаблей О. С. Костович (в дореволюционную эпоху), летчики А. А. Денисов и Ю. А. Аржанов (в советское время).

Районы Москвы.


Саша Митрахович 23.03.2018 09:42
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча