Преподобный Мартирий Зеленецкий

Жизнь преподобного Мартирия Зеленецкого полна чудес и тонких видений. Случались в ней и скорби и сомнения — но только до того, как святой пришел на Зеленый остров, скрытый среди бескрайних болот. Основав Зеленецкый монастырь, он исполнил предначертанное ему дело.
В миру преподобный Мартирий звался Миною. Из Жития святого известно, что юношеские годы его пришлись на царствование великого князя Московского Иоанна IV Васильевича (в будущем Грозного царя), то есть даже если считать, что это был ранний период Иоаннова правления, когда он пребывал в младенческих летах, то получается, что родился Мина не ранее 1520-х годов. Произошло это в Великих Луках.

Своего духовного отца, монаха Боголепа, преподобный Мартирий знал еще белым священником, когда тот был настоятелем городского собора. Позже Мина вслед за ним ушел в монастырь, где принял монашеский постриг с именем Мартирий, поселившись с Боголепом в одной келье. Вскоре у него появился духовный друг, боярский сын Афанасий, ставший по прошествии некоторого времени монахом Авраамием.
В 1556 году Авраамий ушел в Тихвин помолиться Тихвинской иконе Божией Матери, да и остался там — спустя четыре года на месте, где стоял Успенский собор, в котором хранился чудотворный образ, был основан монастырь — Авраамий вступил в его братию.
Между тем преподобный Мартирий, тяготившийся «шумностью» и «мятежностью» своего пребывания в великолуцкой обители, мечтал об отшельнических подвигах. Решив совершить пробный опыт такой жизни и одновременно сомневаясь, не противно ли «воле Божией исполнение сего желания», он дал обет безмолвия, отошел на 60 верст от Великих Дук и, ископав в лесной чаще пещеру, предался непрестанной молитве.
Святого Мартирия смущало при этом, что сделал он это самочинно, не получив благословения на пустынножительство от Боголепа. В конце концов, инок написал письмо своему учителю. Ответом ему было: «Возвращайся в общежительство». Преподобный оказался на распутье: с одной стороны, совет старца призывал Мартирия вернуться в обитель, с другой — принятое на себя обязательство безмолвия повелевало искать уединенную пустынь для исполнения обета.
Не зная, как разрешить эту дилемму, Преподобный Мартирий отправился в Смоленск — помолиться Смоленской иконе Божией Матери и преподобным Авраамию и Ефрему Смоленским. Последние явились ему в тонком видении и поддержали святого в его стремлении к пустынножительству. Ободренный Мартирий пошел после этого в Тихвин, где его с радостью принял ранее обосновавшийся там Авраамий.
В долгих беседах, которые они вели, преподобный Мартирий говорил о том, что ищет уединенное место, где смог бы исполнить волю Божию, и однажды его собеседник признался ему, что знает такое место:
«Выходя однажды из соборной церкви, после вечернего служения, — сказал Авраамий, — я видел на западной стороне неба, далеко от обители Тихвинской, звездный крест над местом, до которого впоследствии с великим трудом дошел и по обозрению которого известился, что оно как бы уготовано Господом для жизни иноческой».
Помолившись Тихвинскому чудотворному образу, преподобный Мартирий испросил настоятельского благословения на отход к указанному месту. Получив таковое, он изготовил две иконы — Божией Матери «Тихвинскую» и Святой Троицы, которые отныне всегда пребывали при нем, и вскоре уже был на затерявшемся среди топких болот Зеленом острове, положив тем самым начало славному в будущем Зеленецкому монастырю.
«Жестоко, многоболезненно и всецело посвящено было Богу житие Мартирия в этой дикой и угрюмой пустыне, — сообщает жизнеописание святого. — Ни дикость места и суровость хладных здесь испарений, ни лишения в самонужнейшем, ни дикие звери этой местности, ни козни врага не могли поколебать доблестного воина Христова... Пустыня просветлела святою жизнию отшельника».
Шли 1560-е годы. Вскоре к Мартирию стали собираться ученики — так образовался монастырь. Построили «убогую» Троицкую церковь. Позже появились благотворители, прослышавшие о подвижнике, поселившемся на Зеленом острове. Одним из них был богатый новгородский купец Федор Сырков, построивший в обители теплый Благовещенский храм с трапезой. В какой-то момент, дабы иноки нового монастыря не остались без духовного окормления, преподобному Мартирию пришлось принять от новгородского архиерея сан священства и игуменства. Точной даты этого события мы не знаем, но Писцовые книги 1583 года уже называют Мартирия игуменом, добавляя, что в его обители подвизаются 12 монахов.
В 1595 году святой игумен ходил в Москву. Путь его лежал через Тверь, где тогда княжил Симеон Бекбулатович, прежний правитель «карманного» для Москвы Касимовского ханства, тот самый, который в 1575—1576 годах, в пору устроенных Иваном Грозным административных игр, 11 месяцев значился русским царем.
Во время появления преподобного Мартирия в Твери умер после тяжелой болезни сын Симеона Бекбулатовича Иоанн — видя безутешное горя отца, святой возложил на грудь умершего юноши бывшие при нем Тихвинскую икону Божией Матери и образ Святой Троицы и совершил молебен, после чего Иоанн восстал со смертного одра живым и здоровым.
«С этого времени, — говорится в жизнеописании преподобного Мартирия, — Зеленецкая обитель приобрела в царе Симеоне самого ревностного и щедрого дателя».
По возвращении из Москвы, где святой игумен получил жалованную грамоту государя Феодора Иоанновича на земли и рыбные ловли, он на средства князя Симеона Бекбулатовича возвел в монастыре каменную Тихвинскую церковь, а также храм Иоанна Златоуста.

Вступив в преклонные лета, преподобный Мартирий «ископа себе ров глубок и гроб тамо своими руками устрой постави, и хождаше во оный яко-же хотяше, седя при гробе умиленно и жалостно плачися, — чрез лето и шесть месяцев сице препроводи». В марте 1603 года зеленецкий чудотворец, преподав научение братии («Со всем временным разлучаюсь, — говорил он, — а вам, о отцы и братья, напоследок еще обещаю: хоть ныне телом и отхожу от вас, но духом всегда пребуду с вами»), «почил о Господе светлою кончиною праведника». Погребли его возле Тихвинской церкви.