Преподобный Севастиан Карагандинский биография кратко

Преподобный Севастиан Карагандинский	биография кратко

Преподобноисповедника Севастиана Карагандинского почитают не только в Мичуринске, где он служил несколько лет, но также в Караганде (здесь он прожил вторую половину жизни, попав в Казахстан не своей волей да так и оставшись там) и в Оптиной пустыни, где начинался его монашеский путь.

Родился преподобноисповедник Савастиан Карагандинский в 1884 году в селе Космодемьянском Орловской губернии в крестьянской семье. Родители его рано умерли, и Севастиан (а тогда — Степан) воспитывался в семье старшего брата. Тяжелой работы он делать не мог, серьезно повредив еще в раннем детстве левую руку, и его приставили ходить за стадом. Зимами мальчик учился в церковноприходской школе.

В 1908 году средний из трех братьев Фоминых принял в Оптиной монашеский постриг. И через несколько месяцев Степан приехал к нему. 3 января 1909 года его приняли в монастырь, назначив послушание келейника при старце Иосифе.

Севастиан Карагандинский в Оптиной пустыни

В 1911 году прп. Иосиф умер. Его смерть потрясла послушника, два первых — младенческих, так важных — года своей монастырской жизни проведшего при нем почти безотлучно. После смерти о. Иосифа Степан перешел в келейники к старцу Нектарию (точнее, о. Нектарий перешел в келью покойного о. Иосифа, а Степан остался при нем). В 1917 году, за несколько месяцев до закрытия Оптиной пустыни, он принял постриг с именем Севастиан.

Монастырь «ликвидировали», но он продолжал еще некоторое время существовать в качестве сельскохозяйственной артели. Скоро, однако, и это «полусуществование» сделалось невозможным. И в 1923 году, после ареста старца Нектария, о. Севастиан (уже рукоположенный во иеродиакона) поселился в Козельске. В 1928 году он был рукоположен во иеромонаха, а вскоре скончался старец Нектарий. Исполняя его волю, о. Севастиан уехал служить на приход — сначала в Калугу, а потом, по приглашению о. Владимира Нечаева, в Козлов. В Оптиной, надо сказать, отец Владимир никогда не бывал, так за приходскими делами и не собрался. Но он переписывался со старцем Нектарием и знал, что о. Севастиан — его ученик.

Севастиан Карагандинский Служба в Ильинском храме Мичуринска

Служа в Ильинском храме Мичуринска, о. Севастиан терпел непривычные для себя, закаленного скитской жизнью монаха, огорчения. Например, досадовал на регента, любителя веселого и громкого «опереточного» пения. Батюшка настаивал, чтобы тот подходил перед службой к нему за благословением, делал внушения о необходимости «молитвенного пения». Регент артачился: «Его — алтарь, клирос — мой». Но строгий иеромонах вел свою линию — и пели все-таки в большей степени по-монастырски.

Певчие тоже доставляли ему немало хлопот. К празднику они требовали себе водки или на водку. Так уж повелось исстари, и в церковной среде относились к этому снисходительно. О. Севастиану эти «порядки» не нравились. Кормить, одевать, обувать он был готов. Поить водкой, к неудовольствию певчих (иногда весьма деятельному неудовольствию), — нет.

В Козлов к о. Севастиану съезжались близкие по духу люди — оптинцы, шамординские инокини, миряне, связанные как-либо с Оптиной или Шамординым. Сложилась небольшая община. В 1933 году батюшку вместе с «шамординками» Варварой, Агриппиной и Февронией арестовали.

Арест

На допросе о. Севастиана спрашивали о его отношении к советской власти, к ее «мероприятиям». На эти вопросы он ответил добросовестно: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, тогда только мы от этого избавимся. Я мало был доволен советской властью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается православная вера».

2 июня 1933 года последовал приговор: «Фомина Степана Васильевича, обвиняемого по ст. 58-10, II УК, заключить в исправтрудлагерь сроком на семь лет».

Несмотря на то, что медкомиссия признала о. Севастиана не годным к тяжелому физическому труду, его отправили на лесоповал — здесь же, в Тамбовской области. Через год перевели в Карлаг. После освобождения он так и остался в Караганде, поселившись у своих послушниц.

В Караганде

В Казахстане (и особенно в Караганде) в то время оказались многие «религиозники». Освобождаясь из лагеря, они не разъезжались (кто-то оставался на положении ссыльного, кому-то просто некуда было возвращаться). С ними и был теперь старец Севастиан. Казахстан он называл «своей второй родиной». Здесь он служил — сначала дома, а в 1950-е годы в Караганде, после долгих хлопот верующих, открылся храм. В 1957 году о. Севастиана возвели в сан архимандрита.

Как во всяком небольшом, сравнительно замкнутом кругу (в семье, по существу), время от времени в собранной им общине начинало «скрежетать». И все взаимные неудовольствия, обиды — все падало на Старцеву голову. Он страдал: «Я всех вас терплю, а вы одного потерпеть не хотите... Я настоятель, а всех вас слушаю». И просил, умолял: «Мирнее живите, мирнее!»

Во второй половине 1950-х возобновились отношения старца с митрополитом Питиримом (тогда не митрополитом еще, конечно: в 1959 году он «сравнялся в звании» с о. Севастианом). Не виделись они с начала 1930-х, когда Нечаевым пришлось переехать в Москву. Но теперь уже связь между ними не обрывалась до самой смерти о. Севастиана.

«В нем было, — вспоминал о старце владыка Питирим, — удивительное сочетание физической слабости и духовной — даже не скажу, силы, но — приветливости, в которой растворялась любая человеческая боль, любая тревога. Когда смятенный, возмущенный чем-то человек ехал к нему, думая выплеснуть всю свою ярость, все раздражение, — он успокаивался уже по дороге и, встретившись со старцем, уже спокойно, объективно излагал ему свой вопрос, а тот спокойно его выслушивал, иногда же, предупреждая волну раздражения, сразу давал ему короткий ответ».

19 апреля 1966 года, приняв постриг в схиму от владыки Питирима, старец Севастиан скончался. Похоронили его на городском Михайловском кладбище. В 1997 году он был прославлен как местночтимый святой Алма-Атинской епархии, мощи его перенесли в карагандинский Богородице-Рождественский храм. В августе 2000 года состоялось прославление преподобноисповедника Севастиана для общецерковного почитания.


Саша Митрахович 25.11.2017 08:19
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (1)

Гость
Гость 27.11.2017 21:53

Жизнь священников в послереволюционной России сравни с подвигом на поле брани.

Каптча