Прогулка по старому Воронежу
На фото: Старая, прибрежная, часть Воронежа сплетена из оврагов и запутанных улиц.
Путешествие от вокзала «Воронеж I» к Ильинской церкви обещает быть, несмотря ни на что, насыщенным архитектурно-историческими впечатлениями.
Туда
Воронежский главный вокзал и примыкающие к нему улицы - узнаваемый плод 1940-1950-х годов. Эта часть города наиболее пострадала во время немецкой оккупации правобережной части Воронежа в 1942-1943 годах. Здание вокзала фашисты взорвали при отступлении. Нынешний вокзал выдержан в стилистике сталинского ампира и благодаря скульптурам, венчающим фасады, чем-то напоминает павильоны московской Выставки достижений народного хозяйства.
Далее наш путь лежит по улице Мира к Первомайскому саду. Ориентиром нам послужит новый кафедральный Благовещенский собор, выстроенный в 2000-е годы. Посвящение он унаследовал от уже упоминавшегося нами Благовещенского собора Митрофанова монастыря, а архитектурные формы - от утраченного в 1930-е годы Владимирского собора, выстроенного по проекту ученика Константина Тона А. А. Кюи в память 900-летия Крещения Руси.
Что касается самого Первомайского сада, то он, несмотря на свое коммунистическое название, является старейшим в городе публичным садом. Открытый в 1850 году, он безыскусственно именовался Городским и верой и правдой служил воронежцам. Летом здесь бил фонтан, играл духовой оркестр, а на зиму заливался каток.
Наискось от Первомайского сада, отделенный от него площадью с невыразительной композицией «Слава советской науке», расположен еще один островок зелени - парк «Орленок». До революции на его месте находился плац Михайловского кадетского корпуса, а сейчас парк интересен памятником О. Э. Мандельштаму, установленным в 2008 году.
От парка «Орленок» по улицам Чайковского или Феоктистова выходим на центральную улицу города - проспект Революции. До того события, в честь которого улица сейчас называется, она именовалась Большой Дворянской. Как до революции, так и после нее улица была главным объектом приложения сил и талантов городских архитекторов. Сейчас самым заметным ее зданием (просп. Революции, 18), формирующим угол собственно проспекта Революции и улицы Феоктистова, является Управление Юго-Восточной железной дороги. Построенное в конце 1920-х — начале 1930-х годов по проекту Н. В. Троицкого, до войны Управление ЮВЖД имело конструктивистский облик. Во время боев за Воронеж оно очень пострадало, и в 1940-1950-е годы было восстановлено в формах сталинского ампира, с семидесятиметровой башней, сегодня считающейся одной из визитных карточек города.
Башня эта в 1955 году не приглянулась Н. С. Хрущеву. Увидев ее, он, как рассказывают, поинтересовался, «что это за колокольня» и сколько она стоит, а уже в ноябре того же года было принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», где говорилось, в частности, о «ничем не оправданных башенных надстройках», ставших «массовым явлением при строительстве жилых и общественных зданий». Меньше чем за десять лет подход к архитектуре переменился разительно: в 1947 году А. В. Щусев указывал Троицкому на то, что его проект слишком, неподобающе «скромен», и автору пришлось переделать его в духе большей торжественности, а в 1955-м эту торжественность, в свою очередь, подвергли «проработке» как «не соответствующую линии Партии и Правительства».
Во дворе Управления ЮВЖД сокрыт замечательный памятник - единственное в Воронеже здание дворцового типа. Возводился дворец в 1770-е годы для генерал-губернатора И. А. Потапова, затем несколько раз менял владельцев, пока не стал музеем. Дворец невелик, но благодаря гармоничному соотношению частей и барочному декору выглядит очень достойно. Прежде принято было связывать его проект с именем Растрелли, однако, вероятнее всего, своим дворцом Воронеж обязан первому губернскому архитектору Н. Н. Невскому, ученику мастера елизаветинского барокко Д. В. Ухтомского.
Напротив Управления ЮВЖД находится Петровский сквер с еще одной воронежской «визитной карточкой» - памятником Петру I, сооруженным в 1860 году. В 1940-е годы оккупанты вывезли и переплавили памятник, и в 1950-е годы его восстановили по сохранившимся фотографиям на прежнем постаменте.
От Петровского сквера отходит вниз улица 20-летия ВЛКСМ, где фрагментарно уцелела историческая застройка XVIII - начала XX века. Внимания заслуживает также сохранившаяся на одном из домов надпись: «Проверено. Мин не обнаружено. 29-1-1943 г. Козорезов».
От улицы 20-летия ВЛКСМ вправо идет тихая Театральная улица, выводящая нас к концертному залу и Покровскому собору. Он строился и перестраивался на протяжении ста лет, освящение храма в его нынешнем виде состоялось в 1841 году. В 1930-е годы здесь размещался антирелигиозный музей с маятником Фуко; после освобождения Воронежа от оккупантов в здании открылась выставка трофейного оружия, а в 1948 году его вернули верующим, и на долгие годы Покровская церковь стала кафедральным собором Воронежской епархии. Ю. И. Успенский писал в «Старом Воронеже» о Покровском храме: «Покровская церковь построена на горе. Далеко видное с нижних приречных частей города -это сооружение является одним из красивейших в Воронеже». Впрочем, Покровскому собору посвящен в нашей серии целый выпуск, поэтому движемся дальше.
Встав спиной к Покровскому собору, мы увидим вдалеке еще один храм, организующий городское пространство, - Воскресения Словущего. Эта барочная церковь постройки середины XVIII века счастливо избежала разрушения в XX столетии, хотя была закрыта и использовалась как склад. В 1994 году храм возвратили верующим.
Подойдя к Воскресенскому храму по улице Орджоникидзе, мы увидим впереди одну из самых известных достопримечательностей Воронежа - Каменный мост. Небольшой (около десяти метров в длину) горбатый мостик соорудили в 1820-е годы, когда овражистая Старомосковская улица в этом месте стала совсем непроезжей. Мост перекинут между двумя старинными зданиями - лишенным архитектурных излишеств домом архитектора Волкова (конец XVIII века) и украшенным башенкой Александрийским детским приютом (конец XIX века).
Теперь по улицам Володарского - Белинского - Севастьяновскому съезду мы спустимся к Ильинской церкви, а от нее начнется наш путь обратно - вверх, к парадным воронежским улицам и вокзалу.
Обратно
Прежде чем начать подъем к Университетской площади, задержимся у Спасской церкви - старшей современницы Ильинского храма, хорошо видной от него. Митрополит Евгений (Болховитинов) пишет о ней: «Спаса Нерукотворенного Образа одноштатная церковь, построена около 1750 года и настоящая освящена в 1755 году, а придел Св. Николая еще в 1750 году; другой же придел во имя Смоленские Божия Матере освящен в 1777 году». В XIX веке храм перестраивался, в 1930-е был закрыт. Как и в Ильинском храме, здесь хранились документы. В 1993 году Спасский храм вернули епархии.
От Спасской церкви по улице Фрунзе мы поднимаемся к старейшей из воронежских площадей - Университетской. Когда-то здесь, под стенами воронежского острога, шумел торг. Лавки сохранялись на площади несколько столетий. Своей беспорядочностью и суетой они не вязались с торжественным ансамблем Митрофанова монастыря (сама площадь также называлась по монастырю Митрофановской), и в 1909 году их снесли.
А в 1950-е годы снесли и монастырь, построив на его месте главный корпус Воронежского государственного университета. Вообще, гуляя по центру Воронежа, невольно вспоминаешь об уездном городе N из «Двенадцати стульев». Только тамошние жители рождались, по мнению Ильфа и Петрова, для того чтобы «побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть». А воронежцы появляются на свет как будто для получения высшего образования и посещения театральных премьер. Плотность учреждений культуры и учебных заведений, во всяком случае, наводит именно на такие соображения. Одних только корпусов ВГУ в городе девять.
От Университетской (Митрофановской) площади отходят, согласно регулярному плану 1774 года, три улицы - Плехановская (Большая Московская или Новомосковская), Платонова (Большая Девицкая) и Володарского (Пятницкая или Мещанская).
Пройдем по Плехановской улице. Буквально через несколько шагов по левую руку нам встретится здание Мещанской управы, еще известное как дом фабриканта Савостьянова (1770-е). Прекрасный образец провинциального классицизма, постройка приписывалась некоторыми исследователями (например, Г. К. Лукомским) Антонио Ринальди. Сейчас здесь находится Воронежский областной литературный музей им. И. С. Никитина - знаменитого уроженца Воронежа, содержателя постоялого двора и поэта, о котором И. А. Бунин сказал, что он «в числе тех великих, кем создан весь своеобразный склад русской литературы».
А вот и сам Бунин - сидит, бронзовый, в сквере. Памятник появился в 1995 году, в напоминание воронежцам о том, что 125 лет назад на Большой Дворянской улице появился на свет их земляк-нобелиат.
Через площадь от Бунина - характерное здание Воронежского театра оперы и балета постройки 1961 года, а наискосок - Кольцовский сквер с небольшим и благородным памятником поэту А. В. Кольцову. Мраморный бюст поэта, установленный в 1868 году, стал вторым после уже виденной нами статуи Петра памятником Воронежа.
Пройдя через сквер, мы обнаружим себя вновь в окружении музыкально-театральных зданий. По левую руку будет Воронежская филармония, разместившаяся в здании 1908 года постройки (раньше здесь был кинотеатр «Тауматограф»). По правую - один из старейших в России драматических театров, существующий с 1802 года. В 1940-е годы здание театра, разрушенное бомбежками, было отстроено практически заново. С 1959 года Воронежский академический театр драмы носит имя А. В. Кольцова.
В 1911 году напротив театра, на тогдашней Театральной, а теперь Никитинской площади, установили памятник И. С. Никитину. Пройдем мимо поэта, сидящего в задумчивой позе, по улице Карла Маркса (бывшая Большая Садовая), обратив внимание на (слева) изящный ампирный особняк, известный как «дом Мартынова», «дом Нечаева» или «дом полицмейстера» и (справа) памятник еще одному поэту, имевшему отношение к Воронежу, - С. Я. Маршаку. Памятник открыли в 2015 году напротив дома, где в 1915-1917 годах в квартире своего дяди-дантиста жил будущий автор знакомых всем детям стихотворений о рассеянном с улицы Бассейной и ленинградском почтальоне и переводов из Шекспира и Бёрнса, знакомых каждому взрослому.
Пройдя еще немного вперед, свернем налево, на улицу Никитинскую. Здесь притулился одноэтажный дом в три окна по фасаду (ул. Никитинская, 19а). Это дом-музей И. С. Никитина, когда-то являвшийся частью постоялого двора, принадлежавшего поэту, а теперь вместивший в себя литературномемориальную экспозицию, которая повествует о жизни и творчестве Никитина.
Путешествие наше подходит к концу. Осталось всего-то - пройти по Никитинской улице до ее пересечения с улицей Комиссаржевской, а затем по улице Энгельса мимо уже знакомого нам парка «Орленок» до улицы Мира, откуда мы начинали свой путь несколько часов назад.
Поэтому не будем спешить прощаться с Никитинской улицей. Любопытно, что из всех воронежских улиц, какие мы сегодня видели, у этой - самое старое название. Как в 1899 году назвали, так по сей день и зовется. Среди воронежцев, впрочем, имели хождение и другие имена - Клочковская (по фамилии живших здесь купцов Клочковых) и Кирочная (по лютеранской кирхе на углу с Большой Садовой).
Застройка Никитинской улицы сформировалась во второй половине XIX - начале XX века, но в последнее время была изрядно подпорчена новыми, несообразно высокими, зданиями. Впрочем, и сейчас хороши на ней бывший дом Общественного собрания (1903-1908), ныне — ДК железнодорожников, а также несколько жилых домов рубежа позапрошлого и прошлого веков.