Раненбург - Чаплыгин история названия

Раненбург — не слишком органичное для русского города имя. Услышав его, всякий человек, даже и не знакомый с историей Чаплыгина, может предположить, что без Петра I, любившего примеривать на старую Русь иноземные одежды, дело тут не обошлось. И окажется прав. Действительно, крепость здесь построил первый российский император и назвал ее Ораниенбургом.
Как появился Раненбург
Но как он оказался в этих местах? Разумеется, по государственной нужде. Задумав превратить Воронеж в центр русского судостроения, Петр I с 1696 года зачастил на юг. По дороге останавливался на отдых в селе Слободском — оно возникло в первой половине XVII века неподалеку от Белгородской оборонительной линии, устраиваемой тогда для защиты южных границ страны от набегов крымских татар. Вернувшись в 1698 году из своего путешествия по Европе, Петр на протяжении пяти лет бывал здесь практически ежегодно — до тех пор, пока его интересы окончательно не переместились на север.
В октябре 1702 года самодержец подарил село Слободское своему любимцу Александру Меншикову, наградив его таким образом за храбрость, проявленную при взятии шведского Нотебурга. Вероятнее всего, тогда в селе царем уже строилась крепость, оконченная в феврале 1703 года, когда Петр I вновь посетил эти места. В этот приезд и появилось иностранное название:
«Город именовал купно с болверками и воротами Ораниенбург», — сообщил царь Меншикову. Петр Алексеевич самолично выполнил чертеж крепости, построенной по всем правилам фортификационного искусства — с глубоким рвом, мощными стенами, бастионами по углам пятиугольника фортеции и двумя проездными воротами с башнями (третьи выходили к искусственному озеру).
Почему Ораниенбург? На этот вопрос у исследователей нет однозначного ответа. Согласно наиболее распространенной версии, Петр просто позаимствовал название немецкого городка неподалеку от Берлина. Бывал ли он в этом городке во время Великого посольства, не известно, но Берлин проезжал совершенно точно. Тут есть нюанс: весной 1702 года скончался Вильгельм III Оранский, к которому молодой русский царь относился с большим пиететом, что, видимо, тоже повлияло на его выбор.
Крепость для ведения военных действий так и не понадобилась и позже по ветхости была упразднена. Ораниенбург же в народной молве превратился в Анбур и Ранбов, позже преобразовавшись в уже официально закрепленный Раненбург.