Родион Казаков Архитектор

Московский архитектор Родион Казаков прожил недолгую жизнь — всего 45 лет (1758—1803). Его творческая судьба складывалась непросто: ему было суждено оказаться в тени своего учителя и однофамильца Матвея Казакова, а большая часть его построек оказалась утраченной в XX веке. Мы даже не знаем точно, как выглядел архитектор! До нас не дошло ни одного портрета, про который можно было бы с уверенностью сказать, что на нем изображен именно Родион Родионович Казаков. Да и о жизни его известно не так уж много. Его отец был поместным дворянином и прапорщиком архитектуры, он и преподал Родиону азы зодческой науки.
Вообще-то Родиону Казакову повезло с наставниками: вместе с Баженовым он проектировал Большой Кремлевский дворец, а с более известным однофамильцем — Пречистенский дворец на Волхонке. Он занимался разборкой и обмерами ветхих кремлевских построек, участвовал в возведении Екатерининского дворца в Лефортове, а потом — в застройке Новороссийской губернии. В частности, его авторству принадлежат ворота Херсонской крепости.
Потом Родион Казаков нередко брался и за заказы московских богачей. Так он оказался в Кузьминках, где проектировал Храм Влахернской иконы Божией Матери. Одновременно занимался застройкой района Андроньевской площади в Москве, возводил церковь Мартина Исповедника, что в Алексеевской Новой слободе. По легенде, Казаков пытался повторить в ней римский собор Святого Петра. Также зодчий возводил надвратную колокольню Спасо-Адроникова монастыря (уничтожена в начале 1930-х годов) и храм Варвары Великомученицы на Варварке. А еще ему традиционно приписывают церковь Святого Духа в селе Шкинь под Москвой.
Мастер «строгого» московского классицизма, архитектор Родион Родионович проектировал храмы, которые «становились важными градостроительными акцентами», как отмечается в энциклопедическом справочнике «Москва», выпущенном в 1992 году.
Его излюбленной формой была ротонда с ордерным декором в навершии, которое «зачастую трактовано в виде фонаря-беседки с миниатюрной главой», отмечает исследователь творчества зодчего П. Панухин в статье «О своеобразии архитектуры R Казакова», опубликованной в журнале «Искусство» в 1986 году.
И, конечно, нельзя оставить без внимания «Альбом партикулярных строений города Москвы», который со временем стали называть каталогом московского классицизма.
Архитектор Родион Казаков трудился над ним в 1790—1800-х годах вместе с М. Ф. Казаковым.