Романовы в Тобольске

Романовы в Тобольске

Пребывание царственных страстотерпцев Романовых в Тобольске составило важную страницу в его истории города.

1(14) августа 1917 года поезд, долженствовавший доставить Романовых в Тобольск, вышел из Царского Села. Никто из «путешествовавших» не знал, куда именно их везут; до последнего времени оставалась надежда, что Временное правительство разрешит царской семье поселиться в Крыму. Однако вскоре выяснилось, что едут Романовы совсем не в Ливадию.

Поездом добрались до Тюмени, а оттуда по реке до Тобольска. Первое время пребывания семьи Романовых в Тобольске было сравнительно спокойным. Обыватели знали, кого именно держат под охраной в бывшем губернаторском доме, но, кажется, ничего, кроме любопытства, большинство из них по сему поводу не испытывало.

Дом губернатора в Тобольске

Семью «бывшего царя» так и не пустили в Софийско-Успенский собор Тобольска, не смогли Романовы и поклониться мощам последнего прославленного в царской России святого, свт. Иоанна Тобольского, — хотя просили об этом не единожды. Молиться они ходили в Благовещенскую церковь, располагавшуюся в Нижнем городе, неподалеку от губернаторского дома, где их поселили. Впоследствии этот храм был разрушен.

Днем «ссыльные» гуляли или работали во дворе. Излюбленным занятием императора была пилка дров, в которой его напарником становился или цесаревич Алексей, или воспитатель царских детей Пьер Жильяр. Вечерами читали вслух, играли в салонные игры. Императрица и великие княжны занимались рукоделием.

После октябрьского переворота жизнь Романовых в Тобольске изменилась не в лучшую сторону. Особенно болезненным был для них запрет посещать церковь, последовавший в декабре.

С трудом удалось получить разрешение присутствовать на службах хотя бы в двунадесятые праздники. Утесняли их и в мелочах — делая их замкнутую жизнь еще более похожей на тюремную.

В конце ноября 1917 года Александра Федоровна писала одному из своих корреспондентов о том, как радуются дети «маленькой горке», устроенной во дворе. Но уже в феврале эту радость у них отняли:

«Гору испортили, не желали, чтобы видны были сверху на улице... [Дети] всё покорно принимают. Знают, что нельзя делать. Солдаты теперь хозяева».

Все это, однако, было сущими пустяками в сравнении с внутренними страданиями государя. Пьер Жильяр вспоминал:

«Императору мучительно было видеть теперь бесплодность своей жертвы и сознавать, что, имея в виду тогда лишь благо родины, он принес ей вред своим отречением».

Весной 1918 года Романовых перевели из Тобольска в Екатеринбург. Дальнейшее известно слишком хорошо.


Саша Митрахович 24.02.2017 11:35
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча