Ростовская набережная в Москве

Ростовская набережная как пример «Ракурсивности» Москвы
Ростовская набережная в Москве - западная естественная граница давнишних владений митрополита из Ростова Великого.
Эта высокая круча над изгибом Москвы-реки когда-то называлась то Мухиной горой, то Смоленским холмом. А мост весьма и весьма примечателен. Во-первых и в-главных, он не отсюда. То есть в прямом смысле - не отсюда. Находился в двух с половиной километрах ниже по течению реки, на месте нынешнего Лужнецкого моста Малого кольца Московской железной дороги. Назывался, в зависимости от политической конъюнктуры, мостом Николая II или Краснолужским. На нынешнее место передвинут в 2001 году волей мэра Лужкова. Кстати, хорошо, что передвинут. Потому что, это во-вторых, мост является выдающимся памятником инженерного искусства, проект 1907 года Лавра Проскурякова. А еще - и это в-третьих - мост, бывший железнодорожный, а ныне пешеходный, перебросил дополнительную связку между Плющихой и Дорогомиловым. Ну и - это в-последних - он просто очень красив, и с него открываются потрясающие виды города. Чем мы и воспользуемся.

По правую руку от нас - Ростовская набережная. Организующее сооружение здесь - огромный, выгнувшийся дугой дом № 5, так называемый Дом архитекторов. Построил его маститый Алексей Викторович Щусев для Союза архитекторов СССР. Точнее, здание должно было стать частью «образцово-показательного» комплекса набережных, который задумал Щусев. К сожалению, амбициозный проект в стиле постконструктивизма так и не был осуществлен по весьма банальной причине нехватки денег. Хотя уже один Дом архитекторов дает представление о том, сколь монументальной могла бы стать набережная! Интересно, что внутри «дуги» здания оказывалась старинная церковь Благовещения на Бережках. Первоначальный щусевский проект пощадил храм. Однако строительство, начатое в 1930-х, затянулось, заканчивали его уже в 1960-е, и тогда на волне хрущевских гонений Благовещенскую церковь разобрали.
И кстати уж. Именно в квартире Дома архитекторов разворачивались события фильма «Три тополя на Плющихе».
А по левую руку - пример того, как много в Москве значит ракурс. Всего один неверный шаг, неосторожный поворот головы - и вы уже не любуетесь архитектурой, а отплевываетесь от вида резонирующей безвкусицы. Слева - Дорогомилово, площадь Европы. Киевский вокзал - сам по себе превосходный образец неоклассицизма, один из красивейших вокзалов не только Москвы, но и всей страны. Даже зажатый «так-себе-коробками» гостиницы и торгово-развлекательного центра, он хранил гордую осанку... Но на горизонте, как привидения или марсианские треножники Уэллса, поднялись чужеродные, давящие, до сих пор так и не вписавшиеся в столичный пейзаж высотки «Москвы-Сити». Ростовская набережная - одно из мест города, где особенно остро понимаешь, какие это на самом деле архитектурные пришельцы...