Ростовская звонница (звонница ростовского кремля)

Ближайшим к Успенскому собору архитектурным памятником является звонница ростовского кремля, составляющая с главным православным храмом Ростова важнейшую часть ансамбля Соборной площади.
Четырехъярусная Ростовская звонница вытянута с севера на юг. По вертикали здание расчленено лопатками, по горизонтали — тремя поясками. Нижние этажи предназначены под церковь и хозяйственные помещения. Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырехпролетной аркадой. Каждый из пролетов огорожен ажурной металлической решеткой и завершен килевидной закомарой, над каждым из пролетов на круглом барабане поставлена главка, увенчанная крестом.
Звонница Ростовского кремля возводилась в течение 1680-х годов. Первой была построена ее трехпролетная часть. Затем, после изготовления колокола-гиганта «Сысой» весом в 2000 пудов, звонницу дополнили еще одним пролетом, чуть большим по размерам, чем другие, специально предназначенным для размещения «Сысоя».
Как чудо ныне воспринимается сохранность колоколов ростовской звонницы, частью отлитых еще в XVII веке и счастливо переживших несколько эпох «борьбы с колоколами». Помимо «Сысоя», допетровскими «старожилами» являются колокола «Баран» (1654), «Полиелейный» (1682), «Лебедь» (1682) и, вероятно, «Красный» (рубеж XVII—XVIII столетий).
По свидетельству главного звонаря Московского Кремля и храма Христа Спасителя И. В. Коновалова, ростовская звонница имеет существенное отличие от большинства своих предшественниц. Оно заключается в единой галерее-помещении для подвески колоколов, не разделенной стенами-перемычками. Несомненно, это единство колоколонесущего объема яруса звона было необходимо для звучания всех колоколов в общем ритме ведущего колокола. При таком расположении в северном пролете, у тяжелых колоколов, прекрасно слышны мелкие зазвонные колокола, находящиеся в крайнем южном пролете звонницы, и, наоборот, звонарь-трезвонщик, стоящий на зазвоне, хорошо слышит удары больших колоколов и может «вписывать» в их ритм фигуры трели.
Благодаря всему этому ростовские звоны и ныне занимают ведущее место в русской церковной звонарской культуре.