Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы, которое празднуется 8 (21) сентября, — едва ли не последний по времени своего установления Богородичный двунадесятый праздник. Первые упоминания о нем относятся к V веку, официально же он был введен, вероятнее всего, в VI столетии. На Руси он стал одним из самых любимых в народе вскоре после крещения страны равноапостольным князем Владимиром.
Сведений о самом событии мы не найдем в Новом Завете, довольно скудно освещающем жизнь Богородицы. Сюжет Ее рождения почерпается из так называемого Протоевангелия Иакова, созданного во II веке. Оно рассказывает о печали благочестивой четы Иоакима и Анны, много лет остававшейся бездетной.
Тут следует напомнить, что в иудаизме бездетность считается наказанием Божиим за грехи. Однажды Иоаким, уважаемый многими за дела благочестия и милосердия, придя в праздник в Иерусалимский храм принести жертву Богу, услышал от соплеменника жестокий укор:
«Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!»
(по другой версии, Иоаким был изгнан из храма первосвященником).
Убитый горем праведник после этого удалился в пустыню, где спасался постом и молитвой. Молилась и Анна, оставшаяся в одиночестве. И тогда ей явился Ангел, возвестивший о том, что молитва ее услышана и ей будет дарована дочь, «выше всех земных дочерей». С той же речью Ангел обратился и к Иоакиму, велев ему возвращаться домой. У Золотых ворот супруги встретились и рассказали друг другу о случившемся. Спустя положенное время праведная Анна родила дочь, названную Марией.
Процитируем слова, сказанные митрополитом Антонием (Блумом) в праздничной проповеди:
«Сегодня родилась Божия Матерь; сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения; родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, дверью, раскрывающейся на Небо. Будем радоваться сегодня, ибо начало спасения пришло; станем думать о Ней с лаской, дивиться на Нее и просить Ее научить нас — может быть, не уподобиться Ей, потому что большинство из нас не может на это надеяться, но любить Ее с благоговением, поклоняться Ей так, чтобы стать достойными быть одного с Ней рода: рода человеческого, от которого родился Бог».