Серафимовский собор Киров

Когда в 1940 году городские власти закрыли собор Преподобного Серафима Саровского, они не нашли ничего лучшего, как устроить в Божием доме музей атеизма. Однако сам вид собора, творения замечательного зодчего Чарушина (1907), заставлял посетителей думать более о возвышенном, нежели грешном и земном. Красивое пятиглавие, аркатурный пояс, русские кокошники и колокольня в стиле сказочного терема не имели ничего общего с атеистической программой, которую пытались развернуть в храме.
Однако именно благодаря музейному статусу в Серафимовском соборе Кирова сохранились иконы и другие святыни, перенесенные сюда из многих разоренных вятских церквей.
Примечательно, что черный цвет куполов и шатровых кровель этого храма свидетельствуют вовсе не о его монастырской принадлежности, как нередко пишется в популярной литературе, а о близости колера здания к древнерусской деревянной церковной архитектуре. Это связано с тем, что бревенчатые здания русских православных храмов со временем чернели от сырости.
Серафимовский собор, выдержанный в стилистике модерн, своими черными куполами, по задумке его строителей, словно подчеркивал эту преемственность. При этом сочетание черного, красного и белого колеров действительно делают этот храм по-настоящему нарядным, торжественным и праздничным.