Собор вселенских учителей и святителей

Собор вселенских учителей и святителей

Ежегодно 12 февраля по новому стилю церковь празднует Собор трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Их еще именуют вселенскими учителями. Но Собор этот был учрежден не сразу. Ему предшествовал многолетний спор между жителями Константинополя: кому из трех достойных следует отдавать предпочтение?

Собор Вселенских учителей и святителей — праздник Православной Церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и богослужения Церкви.

Немного о свтятителях

Святители жили в конце IV - начале V века в Византии, и их житие пришлось на самый разгар столкновения языческой и христианской традиций. Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей. В смуте и борьбе перерождался старый мир. Святители проповедовали в храмах учение о Святой Троице, боролись с ересью, утверждали веротерпимость и разъясняли пагубность жертвоприношений.

Все трое получили блестящее образование и не отрицали важности светской культуры. Наоборот, например, Василий Великий учил, что неплохо бы христианам, «уподобляться пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым».

Василий предпринял большое путешествие в Египет, Сирию и Палестину, где познакомился с великими христианскими подвижниками, а вернувшись в родную Каппадокию, раздал все свое имущество бедным, собрал вокруг себя иноков, включая своего друга Григория Богослова, и уединился с ними в пустыне. Как нам сообщает житие святителя, «они жили в строгом воздержании, тяжело трудясь и усердно изучая Священное Писание по руководствам древнейших толкователей».

Иоанн Златоуст также после крещения предпочел выбрать жизнь строгого аскета, сначала - дома, а потом также в пустыне. Он принял иночество, которое называл «истинной философией». Два года Иоанн соблюдал полное безмолвие, живя в пещере.

Вернувшись из пустыни, все трое проповедовали в разных храмах.

Споры граждан о том кто лучше

После смерти святителей и возник спор: кто из них важнее? Во времена правления византийского императора Алексея I Комнина (1081-1118) Константинополь стал ареной яростных споров и диспутов среди просвещенных и верующих граждан. Они никак не могли выбрать лучшего из трех отцов Церкви: Василия, Григория и Иоанна.

Для одних святой Василий был главным толкователем секретов природы и воплощением добродетели. Другие возвеличивали Иоанна Златоуста - милосердного, побуждавшего людей к просветлению и непревзойденного в ораторском искусстве епископа Константинопольского. Третьи считали первым из троих Григория Богослова, достигшего в созерцании Бога высших степеней, мудрого и красноречивого, лучшего повествователя учения о Святой Троице.

Дело дошло даже до церковного раскола: одни верующие именовали себя василианами, другие предпочитали зваться григорианами, третьи готовы были стать иоаннитами.

Споры о первенстве становились все более жаркими, отвлекая людей от повседневной жизни, заставляя часами дискутировать и бранить оппонентов. Но в одну из ночей 1084 года все трое святителей по велению Божиему один за другим явились во сне к тогдашнему митрополиту Евхаитскому, святому Иоанну Мавроподу. Они сказали ему, что равны пред Богом, поэтому споры необходимо прекратить, а для чествования и поминовения трех святителей отныне надо учредить единый день их памяти. Иоанн избрал таковым 30 января: это был заключительный день месяца, в течение которого всех трех святителей чествуют отдельно.

Молитва трем святителям

«О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагаете, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимей даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей: да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша: да соблюдет Церковь свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспеше-ние: пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся,течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити Пресвятое и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь».


Саша Митрахович 10.12.2018 09:33
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Loading...